Стратегическое планирование.
Планирование деятельности предприятия состоит из двух частей: стратегического планирования и планирования маркетинга.
Стратегическое планирование - основа - управленческий процесс создания и поддержки стратегического соответствия между целями предприятия, его возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Этапы стратегического планирования:
Первый этап планирования - постановка цели и ответы на главные вопросы.
Главные вопросы стратегического планирования:
что представляет собой предприятие;
кто главные клиенты предприятия;
каким должно быть предприятие.
Второй этап - постановка подробного перечня целей для всех эшелонов ниже: цехов и подразделений.
Основной метод - анализ хозяйственного портфеля - оценка всех производств, входящих, входящих в состав данного предприятия. Анализ дает ответ о перспективе каждого вида производства и помогает принять решение о дальнейшей деятельности предприятия.
Стратегическое планирование определяет стратегию роста предприятия в трех аспектах:
определение возможностей предприятия при достигнутых масштабах деятельности - анализ использования производственных мощностей, занятия рынка и т.д.
возможности предприятия при интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли - установление контроля над поставщиками или системой распределения, поглощение конкурентов и т.п.
возможности предприятия за пределами отрасли - диверсификационный рост (переток капитала).
- Объект, предмет и методы изучения дисциплины «Экономика предприятия».
- Общая характеристика фирмы: цели, задачи, функции.
- Понятие «рынок». Основные компоненты рынка.
- Роль государства в регулировании рыночных отношений.
- Классификация и структура предприятий.
- Риски предприятий, их виды и особенности.
- Организационно-правовые формы предпринимательства. Сравнительная характеристика.
- Малое предпринимательство: критерии и особенности функционирования.
- Необходимость и формы объединений предприятий: ассоциации, концерны, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы.
- Ассоциация - объединение на договорной основе нескольких предприятий с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убытки от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу.
- Маркетинг в системе управления: понятие, цели системы маркетинга.
- Изучение потребителей и сегментация рынка.
- Методы продвижения товаров.
- Основные фонды предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация и оценка основных фондов предприятия.
- Износ. Способы начисления амортизации.
- Амортизация основных средств
- Способы начисления амортизации основных средств
- Показатели эффективности использования основных фондов. Показатели движения и использования основных средств
- Оборотные средства предприятия: понятие и экономическая сущность.
- Классификация оборотных средств предприятия. Стадии кругооборота оборотных средств.
- Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости
- Фонды обращения, оборотные фонды. Их состав и характеристика.
- Нормирование оборотных средств.
- Персонал предприятия: понятие, классификация и структура.
- Показатели использования трудовых ресурсов. Стоимостные, натуральные и трудовые показатели производительности труда.
- Планирование численности персонала предприятия.
- Мотивация труда.
- Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия. Методы анализа.
- Финансы предприятия: понятие, экономическая сущность, функции.
- Финансовые ресурсы. Предпринимательский и ссудный капитал.
- Основные формы оплаты труда. Элементы тарифной системы оплаты труда.
- Экономическая сущность издержек предприятия. Классификация затрат.
- Элементы затрат предприятия. Состав и характеристика элементов.
- Группировка затрат по статьям калькуляции. Состав и характеристика статей калькуляции.
- Группировка затрат в соответствии с системой «директ костинг». Графическая связь между выручкой, себестоимостью и прибылью предприятия. Точка безубыточности.
- Принципы формирования цены на продукцию, услуги предприятия.
- Порядок формирования и распределения прибыли.
- Основные принципы налогообложения в рф.
- Налоговая нагрузка предприятия.
- Управление предприятием. Понятие, основные методы и принципы управления.
- Организационные структуры предприятия.
- Планирование, виды планирования, методы планирования.
- Стратегическое планирование.
- Технико-экономическое и оперативно-календарное планирование.
- Материально-техническое снабжение на предприятии.
- Логистические системы: понятие, цели системы логистики.
- Свойства логистики
- Концепция и принципы построения логистических цепей.
- Виды информационных логистических систем и принципы их построения
- Логистика закупок, расчёт оптимальных складских запасов. Сущность, цели и задачи закупочной логистики
- Производственный процесс. Понятие производственного процесса. Принципы организации производства.
- Производственная структура предприятия. Различия структур по отраслям материального производства.
- Научно-техническое развития предприятия. Факторы и основные направления нтр предприятия.
- Инвестиции и управление проектами. Понятие и сущность инвестиций.
- Классификация инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- Необходимость разработки и структура бизнес-плана.
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.
- Понятие несостоятельности (банкротства) предприятия. Процедуры банкротства.
- Процедуры банкротства
- Упрощенные процедуры банкротства
- Пути предотвращения банкротства. Роль банкротства предприятий для экономики страны.
- Экономическая сущность и принципы аренды.
- Сущность и преимущества аренды в форме лизинга на предприятии. Экономическое значение лизинга.
- Франчайзинг как смешанная форма предпринимательства.
- Внешнеэкономическая деятельность предприятия и формы международного разделения труда.