logo
Архив ZIP - 3 / Учебник Эк

1.Заменяемость.

Чем больше заменителей, тем больше эластичность спроса. Например, инсулин для диабетиков незаменим и спрос неэластичен. Спрос на мыло определенной марки может быть также приведен в качестве примера. При повышении цены на него покупатели безболезненно перейдут на другие сорта мыла. Поэтому спрос на мыло вообще малоэластичен (его заменить нечем), однако спрос на мыло “Консул” может иметь высокую эластичность.

2. Удельный вес в доходе потребителя.

Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем больше эластичность спроса на него. Например, спрос на соль обладает совершенной неэластичностью. Однако в XX веке спрос был эластичен, т.к. цена на соль была высока и доля затрат на ее покупку в доходе также высока.

  1. Фактор времени.

Для многих товаров спрос белее эластичен от цены для длительного промежутка времени. Дело в том, что людям требуется время, чтобы изменить свои привычки. Например, если вырастет цена на кофе, то потребители будут пить меньше кофе не сразу. Или другая причина - спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее. Например, спрос на бензин значительно эластичен для длительного промежутка времени. Резкое повышение цен на бензин сокращает спрашиваемое количество в короткий промежуток времени за счет меньшего числа поездок, но оно оказывает огромное влияние на спрос на автомобили - малолитражки. Замена старых автомобилей новыми требует длительного времени, поэтому количество требуемого бензина снижается медленно. С другой стороны, для определенных товаров спрос более эластичен для кратковременного периода. Это, как правило, товары длительного пользования. Суммарный запас каждого товара велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в цене приведет к снижению закупок. Но постепенно, по мере расходования запаса, спрос снова возрастет. Примером может быть изменение спроса на автомобили.

Концепция эластичного спросаимеет огромное практическое значение. Она используется:

  1. в переговорах об уровне зарплаты. Например, высокая, по мнению рабочих, эластичность спроса на автомобили позволяет снизить на них цены и, тем самым, увеличив выручку производителей, поднять их заработную плату.

  2. рост урожая для фермеров может быть нежелательным, т.к. спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен и рост объемов производства ведет как к падению цены, так и общей выручки фермеров. Государству поэтому необходимо регулировать производство сельскохозяйственной продукции.

  3. НТП приводит к технологической безработице, снижению цен на продукцию. Если спрос на продукцию эластичен, то расширение продаж приведет к созданию новых рабочих мест для уволенных рабочих. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу.

  4. выбирая какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые не эластичен (алкогольные напитки, сигареты).

  5. тот факт, что спрос на героин неэластичен, создает проблемы для правоохранительных органов. Борьба с наркотиками может привести к росту количества преступлений. Причина - дороговизна наркотиков при неизменном их потреблении.

  6. регулирование государством минимальной заработной платы не позволяет нанимателям платить рабочим меньше минимума. Это, с одной стороны, вызывает безработицу среди молодежи, а с другой стороны обеспечивает более высокие доходы работающим. Но если спрос на рабочую силу достаточно неэластичен, то выигрыш от установления минимальной заработной платы больше потерь.

Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению. Если производители чувствительны к изменению цен, предложение эластично. При подсчете коэффициента эластичности предложения в формуле берется “процентное изменение количества предлагаемой продукции”.

Эластичность предложения также различается в кратчайшем, коротком и длительном периоде. Чем больше времени в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение в спросе, тем сильнее будут соответствующие изменения в объеме производства так, что неэластичное предложение оказывается совершенно эластичным. Примером может быть продажа овощей фермером. Предложение его продукции фиксировано (До). Он может предложить лишь столько, сколько привез, как бы ни высока была цена. Причем угроза порчи побуждает его продавать всю продукцию, как бы не низка была цена. В этом случае предложение абсолютно неэластично.

В пределах короткого периода производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования. Предложение поэтому оказывается более эластичным.

Рис. 3.10. Эластичность Рис. 3.11. Эластичность

предложения предложения

в коротком периоде в длительном периоде

Увеличению спроса соответствует относительно большее, чем в пределах кратчайшего периода, изменение количества предлагаемой продукции с Q доQs и относительно меньшее изменение цены сРодоРs.

Длительный период достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить свои мощности, новые фирмы могут войти в состав отрасли. Результатом будет небольшое изменение цены с Ро до РL и большое изменение количества предлагаемой продукции - до QL.

Если отрасль с растущими издержками, то увеличение спроса вызовет рост цены с РодоРL.

В случае с отраслью с постоянными издержками кривая долгосрочного предложения SL’ совершенно эластична и новая цена - Ро.

При анализе эластичности предложения необходимо также учитывать, что кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому, независимо от степени эластичности или не эластичности, цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

Помимо полной эластичности существует также перекрестная (или взаимная) эластичность спроса по цене. Она изменяет чувствительность потребительского спроса на одну продукцию к изменению цены какой-либо другой продукции. Например, эластичность спроса на масло по отношению к цене маргарина составляет:

Где: Q в- количество масла.

Рм - цена маргарина.

Здесь объем спроса относится к одному товару, а цена - к другому. Спрос на данный товар при увеличении цены на другой товар может и возрастать и убывать в зависимости от отношения потребителя к совместному использованию того или иного товара.

В данном примере перекрестная эластичность цены положительна так как это товары-заменители. Некоторые товары являются сопутствующими и используются совместно, поэтому увеличение цен на один снижает потребление другого. Например, масло для двигателя и бензин. Эластичность масла для двигателя в отношении бензина отрицательна.

Измеряют также эластичность спроса по доходу. Она представляет собой процентное изменение спрашиваемого количества товара Q в результате однопроцентного роста дохода I.

Q / Q

EI = ---------------

I / I

Такие зависимости обычно изучают путем сопоставления спроса в группах потребителей, каждая их которых более или менее однородна по уровню дохода.

Рост дохода увеличивает возможность совершения покупок, так что спрос на большинство товаров с увеличением дохода возрастет, и эластичность спроса по доходам оказывается положительной. Но по абсолютной величине эти эластичности могут резко различаться. Эластичность спроса на товары первой необходимости весьма мала, а на предметы роскоши - велика. Кроме того, существуют товары, которые при постоянном высоком уровне доходов вытесняются лучшими товарами - заменителями и спрос на них при дальнейшем увеличении дохода падает. На этом участке эластичность оказывается отрицательной. Такие товары называются “товарами низкого качества”.

На графике показаны зависимости спроса Q от дохода I.

1) товары первой необходимости (ЕI<1);

2) предметы роскоши (ЕI>1);

3) товары низкого качества при больших доходах (EI<0)

Помимо здравого смысла, которым объясняют закон спроса существует еще два объяснения нисходящего характера кривой спроса.

  1. Действие эффекта дохода и эффекта замены (мы о них говорили раньше).

Для нормальных товаров (товары высокого качества) действие эффекта дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цен и сокращение спроса при их повышении.

Рис. 3.12. График зависимости спроса Q от дохода I

Для товаров более низкого качества ситуация зависит от степени взаимодействия каждого из этих эффектов на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Например, с ростом цены на сливочное масло мы стали больше покупать относительно дешевого маргарина.

Если влияние эффекта дохода выше, чем эффекта замещения, то картина наблюдается обратная: при увеличении цены растет потребление низшего товара.

Например: в конце 90-х гг. средняя семья в России увеличила потребление сахара по сравнению с 1990 г., в то время как цена на шоколадные конфеты по сравнению с сахаром выросла в меньшее число раз. Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения привело к росту потребления товаров низкой категории (в данном случае сахара).

  1. Второе объяснение основано на том, что в течение короткого промежутка времени потребители могут получить столько товара и услуг, сколько пожелают, с учетом изменения значимости каждой дополнительной единицы блага.

Потребность при этом может получить удовлетворение согласно закону убывающей предельной полезности. Под предельной полезностьюэкономисты понимают добавочную полезность каждой последующей единицы товара.