4. Инвестиционные цели и виды ценных бумаг
Акционирование предприятий в ходе приватизации обуславливает передачу рынку сферы инвестирования и служит основой формирования фондового рынка в нашей стране. В свою очередь фондовый рынок и рынок ссудных капиталов в целом создают условия для выбора на альтернативной основе различных методов финансирования производственно - хозяйственной деятельности предприятий: самофинансированием за счет прибыли и амортизационных отчислений, получением банковских ссуд или получением средств за счет выпуска акций и облигаций. В целом, нормальное функционирование предприятий предполагает наличие у них достаточных материальных и финансовых ресурсов, а также обеспечение сбалансированности между их движением в процессе простого и расширенного воспроизводства.
При выборе методов финансирования или их определенной комбинации следует анализировать возможность и эффективность использования каждого из них в данной конкретной ситуации.
Самофинансирование - предпочтительный инвестиционный метод, поскольку наличие значительных собственных средств повышает независимость предприятия от кредиторов и позволяет проводить долговременную хозяйственную стратегию. В странах с развитой рыночной экономики 80% валовых капиталовложений осуществляется за счет амортизации и нераспределенных прибылей и только 20% за счет выпуска акций и облигаций (причем количество последних в несколько раз превышает количество первых).
Амортизация по мере физического и морального износа основного капитала. За счет амортизационных отчислений формируется амортизационный фонд или накапливается сумма износа, позволяющая финансировать воспроизводство основных фондов. Однако, в условиях инфляции и массового изменения цен на промышленную продукцию амортизация, как правило, имеет свойство терять свою воспроизводственную способность, т.к. норма амортизации пересматривается с явным запозданием.
Формирование инвестиционных средств за счет прибыли доступно лишь немногим крупным и стабильно работающим предприятиям. Поэтому при осуществлении значительных инвестиционных проектов предприятия вынуждены использовать привлеченные средства. В качестве привлеченных средств может быть использован банковский кредит. В условиях экономической нестабильности, используют этот источник, предприятия должны учитывать:
– во-первых, преимущественно краткосрочный характер кредита;
– во-вторых, достаточно высокий процент, уплачиваемый за получение ссуды;
– в-третьих, опасность вынужденного подчинения условиям банка.
Источником инвестиции может и должен стать рост реальных сбережений населения. То есть предприятиям дешевле и выгоднее обратиться к рынку ценных бумаг, где можно получить инвестиционные средства либо на очень длинный срок, путем выпуска промышленных облигаций, либо бессрочно, выпуская акции.
По мере обострения дефицита финансовых ресурсов на предприятиях государственного сектора экономики все большая часть их начинает преобразовываться в акционерные общества открытого типа, а развитие на этой основе полноценного фондового рынка позволяет обрести новые источники инвестирования.
В арсенале акционерной формы имеются различные средства, которые могут стать важным инструментом инвестирования.
Очень привлекательным источником финансирования в силу особенностей выпуска и обращения являются промышленные облигации.
Облигация - это один из видов долгового обязательства, свидетельство о предоставлении займа, дающие право на ежегодное получение твердого финансированного процента. Облигации распространяются на добровольной основе, и по истечении срока подлежат выкупу. Облигации могут выпускаться как именными, так и на предъявителя, процентным и беспроцентным (целевым), свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.
Мобилизация средств с помощью облигаций дает определенные преимущества предприятию:
во-первых, предприятие - эмитент защищено от досрочного отзыва заемных средств, т.к. инвестированные в хозяйственный оборот средства выплачиваются только по истечению срока погашения. Отсюда следует, что мобилизацию средств целесообразно начинать на начальный период роста прибыли, затем, когда предприятие перейдет на стадию устойчивого роста прибыли, облигации можно погашать;
во-вторых, владелец облигации участвует в прибылях - эмитента лишь до момента обратного выкупа облигаций;
в-третьих, облигация не дает ее держателю права управления предприятием;
в-четвертых, в стадии, когда предприятие начинает получать высокий и стабильный доход, мобилизация средств на основе выпуска облигаций выгоднее и дешевле, чем инвестирование с помощью эмиссии акций.
Это преимущество определяется разницей между дивидендом по акциям и процентам по облигациям. Но у предприятия - эмитента, выпускающего акции, могут возникнуть определенные трудности. Прежде всего, облигации труднее реализовывать, чем акции. Если предприятие обращается к финансовому посреднику, то возрастают издержки связанные с выплатой комиссионных процентов. Если же предприятие самостоятельно (напрямую) осуществляет размещение ценных бумаг, например, собственному персоналу, потребителям продукции, банкам и др., то для успешной реализации приходится объявлять продажу со скидкой с цены - дизажио, или обратный выкуп с премией - ажио.
Кроме того, сама инвестиционная стратегия предприятия может сделать облигации невыгодным инструментом инвестирования. Например, в условиях реинвестирования в производство основной массой прибыли. Проценты, выплачиваемые по облигациям, гораздо выше, чем дивиденды по акциям, которые в зависимости от дохода и рыночной политики фирмы могут быть установлены и наиболее низком или даже нулевом уровне.
Практика становления фондового рынка в нашей стране свидетельствует, что инвестирование с помощью выпуска промышленных облигаций практически отсутствует, вместе с тем, происходит постепенное насыщение рынка ценных бумаг за счет эмиссии акций.
Открытое акционерное общество благодаря выпуску своих акций получает более широкие возможности в привлечении дополнительных средств. Поскольку акции обладают более высокой ликвидностью, чем промышленные облигации, их гораздо проще обратить в деньги при выходе из акционерного общества, чем получить долю в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью. Кроме того, приобретая акцию, ее владелец приобретает целый ряд прав: участвовать в управлении акционерным обществом, получать часть прибыли акционерного общества в виде дивиденда, претендовать на часть имущества акционерного общества при его ликвидации.
Таким образом, реализуя акции, эмитент уступает часть своих прав взамен финансовых ресурсов. Первое, что привлекает инвесторов при вложении средств в акции, это перспектива многократного увеличения первоначально авансированных на приобретение акций финансовых ресурсов. Увеличение финансовых активов означает возрастание стоимости, представленной каждой акцией акционерного общества. Для количественной оценки этого процесса обычно используется показатель финансового левериджа, который представляет собой соотношение между всем капиталом компании и оплаченным капиталом владельцев обыкновенных акций данного акционерного общества. Второе, что привлекает инвесторов - это получение дивидендов.
В условия инфляции, а тем более галопирующей, дивиденд, не может быть особо привлекательным фактором, поскольку норма дивиденда, как правило, не высока и оказывается ниже индекса инфляции. Поэтому экономически выгодным представляется такой вариант распределения ресурсов, при котором полученная прибыль направляется преимущественно на рост уставного капитала, а не на выплату дивидендов. И в этом случае акции как инструмент финансирования обновления отечественной экономики будут наиболее эффективным средством в обеспечении нормального хода накопления.
В современных условиях наибольший приток финансовых ресурсов эмитенту может дать реализация акций на фондовых биржах. Предприятия, чьи ценные бумаги допущены к биржевым торгам (процедура листинга), имеют некоторые преимущества:
возможность привлечь больше ресурсов по сравнению с облигационным займом, так как акция, как правило, продается по рыночной цене, значительно превышающей ее номинал;
подтверждение финансового положения этих предприятий биржей, получение таким образом хорошей рекламы и облегчение доступа к заемным средствам;
наличие доступа к биржевой информации, позволяющей получить доход от купли-продажи ценных бумаг, успешно играя на повышение либо понижение;
возможность поддерживать достаточно высокий дивиденд и курс акций при котировке последних на бирже.
Вместе с тем, выход фирм на биржу сопряжен с определенными трудностями, поэтому он возможен и целесообразен лишь для крупных компаний. Во-первых, высоки издержки на оплату гарантов размещения ценных бумаг на бирже (услуги биржевых аудиторов, специалистов рынка ценных бумаг, занимающихся размещением, брокеров и т.д.). Во-вторых, возрастают расходы фирмы, связанные с необходимостью подготовки и публикации годового отчета, его рассылки акционерам и другим пользователем.
Таким образом, акции являются наиболее дорогостоящим инструментом финансирования. В западных странах акции рассматриваются как самый невыгодный способ мобилизации средств, к которому прибегают лишь в самых крайних случаях. Ведь выпуская акции, предприятие берет на себя обязательство бессрочно выплачивать дивиденд: кроме того, при значительной эмиссии акции для учредителей существует опасность потери контроля над собственностью акционерного общества. Но в наших условиях, когда в экономике фактически отсутствуют реальные собственники и осуществляется острая нехватка финансовых средств, необходимых для ее обновления, акционирование может быть одним из важнейших рычагов, благодаря которым страна реально войдет в рыночную экономику. Для нас важны и финансовые возможности акций и то, что они приносят своим владельцам право собственности и управления. При действительной реализации этих прав предприятие получает возможность приобрести активы, способные к самовозрастанию, избавиться от нерентабельных, убыточных производств, реализовав их на бирже или продав их юридическим или физическим лицам.
В условиях острой нехватки финансовых средств акционирование может стать одним из рычагов, благодаря которому страна реально войдет в рыночную экономику.
- Введение
- Тема 1. Этапы развития экономической науки
- Задания и тесты для контроля
- Тема 2. Предмет и метод экономической теории
- 1. Предмет и метод экономической теории
- 2. Потребности и экономические ресурсы. Проблема выбора
- 3. Границы производственных возможностей. Закон возрастания альтернативных затрат
- 4. Типы экономических систем. Основные проблемы экономики
- 5. Причины возникновения, сущность и функции рынка, классификация рынков
- Вопросы и задания
- Тема 3. Теория спроса и предложения. Потребитель на рынке
- 1. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие
- 3.5. График изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество
- 3.6. График устойчивого равновесия (паутинообразная модель)
- 3.7. График Рис. 3.8. График неустойчивого равновесия регулярных колебаний
- 2. Эластичность спроса и предложения
- 3.9. График ценовой эластичности
- 1.Заменяемость.
- 3. Потребительское поведение. Закон убывающей предельной полезности. Условие равновесия потребителя
- 3.13. График общей Рис. 3.14. График полезности предельной полезности
- 4. График безразличия и бюджетная линия. Проблема выбора оптимального набора
- Вопросы и задания
- Тема 4. Предпринимательство и его место в современном обществе. Издержки и прибыль
- 1. Внешние и внутренние издержки
- 2. Постоянные, переменные и валовые издержки
- В краткосрочном периоде
- И средняя производительность
- 3. Издержки производства в долгосрочном периоде
- Вопросы и задания
- Тема 5. Конкуренция и монополия
- Вопросы и задания
- Тема 6. Формирование цен на факторы производства. Рынок земли
- Р Затраты труда за период apl mpLис. 6.1. Предельный и средний продукт труда
- И несовершенной конкуренции
- Рынок земли
- Вопросы и задания
- Тема 7. Рынок труда
- 1. Спрос и предложение на рынке труда
- Заработная плата
- 2. Перераспределение доходов
- 3. Трудовые отношения
- Вопросы и задания
- 2. Сущность, формы и виды кредита
- 3. Капитал в форме ценных бумаг. Фондовый рынок, структура и функции
- 4. Инвестиционные цели и виды ценных бумаг
- Вопросы и задания
- Тема 9. Основные макроэкономические показатели
- 1. Система национальных счетов
- 2. Основные макроэкономические показатели. Методы расчета валового внутреннего продукта (ввп)
- 3. Номинальный и реальный ввп
- 4. Ввп и экономическое благосостояние
- Вопросы и задания
- Тема 10. Макроэкономическое равновесие. Классический и кейнсианский подход к проблеме равновесия
- 1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
- 2. Классическая и кейнсианская теория занятости
- Вопросы и задания
- И сбережений (б) с учетом предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению
- 2. Инвестиции и уровень чнп. Эффект мультипликатора
- Модель равновесия на товарном рынке is (в)
- Вопросы и задания
- Тема 12. Фискальная политика
- 1. Фискальная политика. Государственный бюджет. Дефицит бюджета. Государственный долг
- Пути преодоления дефицита госбюджета
- Налоговая система и налоговая политика
- Вопросы и задания
- Тема 13. Макроэкономическая нестабильность. Безработица и инфляция
- 1. Безработица
- 2.1. Инфляция
- Вопросы и задания
- Тема 14. Денежный рынок
- 1. Сущность и функции денег. Структура денежной массы
- 2. Предложение денег и спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке
- Спрос и предложение денег, равновесие на денежном рынке (в)
- 14.2. Денежный рынок. Изменение равновесия на денежном рынке в результате изменения денежного предложения
- 14.3. Спрос на инвестиции (а), равновесный чнп (б)
- 3. Ставка процента, инвестиции и уровень производства: кенйнсианский и монетаристский подход
- 4. Модель равновесия на денежном рынке lm. Общая модель равновесия на товарном и денежном рынках is - lm
- 14.7. Механизм краткосрочного регулирования денежного рынка. Ликвидная ловушка
- Вопросы и задания
- 1. На основании данных, приведенных в таблице, определите: а) величину m1; б) величинуM2; в) величинуM3:
- 1. Спрос на деньги для сделок изменяется следующим образом:
- 2. Какой из предыдущих ответов будет верен, если изменяется спрос на деньги со стороны активов?
- 3. Понятие “спрос на деньги” означает:
- 5. Крупные срочные вклады включаются в состав:
- Банковская прибыль
- Вопросы и задания
- 4. Термин «операции на открытом рынке» означает:
- 5. Термин «учетная ставка» означает:
- Тема 16. Циклические колебания и экономические кризисы. Экономический рост
- Экономический рост. Факторы экономического роста. Новое качество экономического роста
- Задания и тесты
- Программа курса экономики
- Тема 6. Производство и спрос на ресурсы (1 ч.)
- Тема 7. Ценообразование на рынке ресурсов. Заработная плата. Рента, процент, прибыль (3ч.)
- Тема 8. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели (2ч.)
- Тема 9. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица (2ч.)
- Тема 10. Макроэкономическое равновесие (3ч.)
- Тема 11. Фискальная политика (3 ч)
- Тема 12. Денежный рынок. Кредитно- денежная политика (3 ч)
- Тема 13. Циклические колебания и экономический рост (1 ч.)
- Тема 14. Международные экономические отношения (1 ч.)
- Тема 15. Особенности переходной экономики России (1 ч.)
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Макроэкономика
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература