logo
Архив ZIP - 3 / Учебник Эк

Тема 5. Конкуренция и монополия

Основные понятия: чистая конкуренция; постоянная цена; совершенно эластичный спрос; средний, валовой и предельный доход; случай максимизации прибыли, минимизации убытков, случай закрытия; правило максимизации прибыли MR(P) = MC; равновесие в долгосрочном периоде; чистая монополия; нисходящий график спроса; эластичный и неэластичный участок спроса; цена и предельный доход в условиях монополии; равенство предельного дохода и предельных издержек MR = MC; общественно оптимальная цена; общественно справедливая цена; дилемма регулирования; монополистическая конкуренция; олигополия; естественная монополия; антимонопольное законодательство.

Конкуренция - столкновение, борьба между участниками рыночных отношений за возможность получения максимальной прибыли. Каждый предприниматель ведет конкуренцию и всю жизнь следит за действиями своего конкурента. Конкуренция далека от миротворчества, однако, было бы заблуждением представлять конкуренцию только как борьбу “всех против всех”. Без сознательного взаимодействия, без сотрудничества, правда, реализуемого в борьбе, конкуренция невозможна.

В этом определении конкуренции схвачено поведение предпринимателя, фирмы. Вместе с тем, конкуренция - структурное понятие. Это сама организация производства рыночной системы хозяйства, когда на рынке большое количество независимых продавцов и покупателей, когда ни один из них не обладает способностью установить цены, т.е. это сам способ существования рынка. Нет рынка без конкуренции.

Конкуренция заставляет предпринимателя делать выбор, отбросить неэффективные решения в достижении цели на рынке. Однако, не надо идеализировать конкуренцию. Она общественно полезна в рамках определенных правил. Правовое регулирование конкуренции занимает большое место в экономической жизни всех развитых стран.

Рыночная конкуренция протекает в разных условиях и в зависимости от них различают четыре модели структуры рынка: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Совершенная конкуренция - рыночная структура, характеризуемая очень большим количеством мелких фирм, абсолютной однородностью продукции, свободой входа и выхода из отрасли и равным доступом к информации.

В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. Если фирма своей волей попытается снизить цену или поднять ее, то это же проделают другие. На конкурентном рынке фирма принимает цену как нечто данное, при этом спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен.

При фиксированной цене перед фирмой встает вопрос: следует ли производить продукт, в каком количестве, какая будет прибыль? Ведь при совершенной конкуренции фирма может контролировать только объем выпускаемой продукции.

Современная экономическая теория утверждает, что есть два подхода в таких условиях. Сопоставление валового дохода (ТR) и валовых издержек (ТС). Валовой доход растет, пока спрос эластичен и начинает сокращаться, когда спрос неэластичен. Валовые издержки при незначительном объеме производства больше валового дохода. Но с увеличением объема они снижаются на единицу продукции, а потом нарастают в силу действия закона убывающей отдачи. Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, когда валовой доход больше валовых издержек на максимальную величину в краткосрочном периоде. А этот же процесс можно описать путем сравнения предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС). Пока производство одной дополнительной единицы будет больше добавлять к доходу, чем к издержкам, фирма будет расширять производство. Когда дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем производства. Фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене: МС = МR = P - условие равновесия фирмы.

Максимум прибыли, в этом случае, не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта превышает средние издержки (АТС) на его производство, то фирма получает прибыль, превышающую нормальный уровень. Если цена равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость, т.е. получает нормальную прибыль. Если цена ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (АVC). Следовательно, устойчивому равновесию отвечает равенство рыночной цены и средних издержек в их минимуме: Р = МR = MC = min АТС

Совершенная конкуренция является простейшей и крайне редкой ситуацией. Однако, она дает исходный эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов на рынке.

Рынок несовершенной конкуренции представлен тремя ранее упомянутыми рыночными структурами, каждая из которых связана с монополией. В чем содержание монополии?Монополия - это прежде всего экономическая категория, форма рынка, когда предприятие обладает монопольной властью контролировать рынок, диктовать цены и получать монопольно высокую прибыль.

Монополия выросла из концентрации и централизации производства. К этому фирмы толкает развитие производства на базе научно- технического прогресса, новых открытий, изобретений, а также конкуренция. В конкурентной борьбе, как правило, побеждает тот у кого низкие издержки производства и реализации и высокое качество продукции.

Концентрация связана с экономией от масштаба. Если производство любого объема продукта в отрасли, одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя и более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Монополия в данном случае является естественной в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру минимизирующую издержки.

Примером такой монополии являются предприятия по обеспечению электроэнергией, газом, услугами телефонной связи на региональном уровне. Возникновению монополий способствуют юридическиеиестественные барьерыдля входа в отрасль. Например, одна (единственная) фирма обладает контролем над редкими и чрезвычайно важными ресурсами в виде сырья, знаний, защищенных патентами. Другой пример: правительство наделяет фирму исключительными правами на продажу отдельных товаров, правом на разработку недр.

Могут быть входные барьеры и такого характера, когда потенциальный конкурент стремящийся войти в отрасль, может отступить под угрозой физического уничтожения.

Это одна исходная позиция в объяснении монополий, которую можно было бы назвать экономической. Но есть и другая неэкономическая, административная монополия, насильственная централизация всех форм управления экономикой в руках государства.

Монополия, как форма рынка стала доминировать в экономике развитых стран в конце ХIХ, начале ХХ в.в. В своем развитии монополия выступала в различных организационных формах. Высшей формой монополистического объединения является КОНЦЕРН. Крупные диверсифицированные концерны играют активную роль в мировой экономике. Международные монополии могут основываться на капитале населения одной страны - транснациональные корпорации, либо на капитале жителей многих стран - многонациональные корпорации.

Обратимся к функционированию рынка с участием монополии.

Чистая монополия- рыночная структура, когда монополист выступает единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Покупатели не имеют выбора, практически непреодолимые барьеры на входе.

В литературе высказывается сомнение, в существовании чистой монополии. Маловероятным является факт существования отрасли из одной монополии. Да, это крайне редко встречается. Но если взять более скромные масштабы, например, небольшой город, то ситуация чистой монополии налицо: одна электростанция, единственный аэропорт и т.д.

Как ведет себя фирма - монополист на рынке в определении цены и объема производства, чтобы получить максимальную прибыль ? В условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, ибо цена является заданной величиной. Линия спроса на ее продукцию горизонтальна. В случае фирмы несовершенного конкурента, монополиста кривая спроса имеет отрицательный наклон. Монополист определяет не только объем выпуска продукции, но и цену. Какую цену будет устанавливать монополист? Ценовая стратегия фирмы монополии будет зависеть от эластичности спроса и издержек. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда неэластичен – снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Приведем пример : допустим, монополист снижает цену со 110 дол. до 100 дол. Спрос растет с 4-х до 6 ед. Убытки от снижения цены (110-100)Х 4 = 40 дол. Выгода (прибыль) составит (6-4)Х 100 = 200 дол. Итоговая прибыль = 200 - 40 = 160 дол.

Изучение спроса основных покупателей, спроса на альтернативные товары вместе с издержками являются решающими в принятии фирмой решений об объеме производства и продаж. Если для фирмы совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены, а также среднего дохода, то для фирмы - монополиста складывается другая ситуация. Кривая среднего дохода и цены совпадают с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Предельный доход меньше цены. Почему? Разрыв между ценой и предельным доходом возникает потому, что фирма продает всю продукцию, произведенную в течение данного периода времени по одинаковой цене, т.е. если фирма хочет добиться увеличения объема продаж, цена должна быть снижена на все единицы продаваемых товаров, а не только на последнюю из них.

Теперь обратимся к издержкам. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, когда МС = МR. Закон максимизации прибыли в таком виде действует и в условиях чистой монополии, а также в других рыночных структурах.

Ведь каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно к валовым издержкам. Величины эти: предельный доход и предельные издержки и фирма должна их постоянно сопоставлять. Пока разность положительная - фирма расширяет производство. Когда предельный доход (МR) равен предельным издержкам (МС) наступает равновесие фирмы.

Но какая при этом устанавливается цена в условиях несовершенной конкуренции? Каковы будут средние издержки? Будет ли соблюдаться правило МС = МR = Р = АС, которую мы рассматривали в условиях совершенной конкуренции. В совершенной конкуренции фирма расширяет производство, без снижения цены. Производство увеличивается до момента равенства МС = МR.

В случае чистой монополии ситуация меняется. Несовершенный конкурент расширяет производство до момента равенства МС = МR. Но цена, устанавливаемая монополией на свою продукцию определяется высотой кривой спроса в точке дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек Р>MC; P > MR. Поясним сказанное на графике.

Рис. 5.1. Монопольная прибыль

Равновесие фирмы определяется точкой Е (пересечением МС, MR) Вертикаль до d дает нам цену, обеспечивая наибольшую прибыль. Цена устанавливается в точке Е1. Заштрихованный прямоугольник показывает то, что называется монопольной прибылью.

При совершенной конкуренции МR = МС, цена устанавливается в точке Е 2 при минимальных значениях средних издержек АС и уровня продажной цены.

Если цена установилась на уровне Е 2 то не было бы и монопольной прибыли и объем производства (Q 2) был больше по сравнению с тем, что устанавливает монополия (Q 1). Общество заинтересовано в большем объеме производства продукции и меньших издержках.

Но монополии тогда бы пришлось снизить цену или увеличить издержки сбыта. Но монополист не хочет испортить свой рынок снижением цены. Фирма создает определенный дефицит, т.е. ограничивает производство.

При совершенной конкуренции соблюдается равенство

МС = МR = Р = АС.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (МС = МR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума, цена при этом выше средних издержек

(МС = МR) < АС < P

Монопольная прибыль в модели чистой монополии и других рыночных структур несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Насколько устойчиво это превышение зависит от степени монопольной власти.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - две крайности в рыночных структурах, монополистическая конкуренция и олигополия занимают промежуточное положение между ними. На рынке монополистической конкуренциибольшое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизированную продукцию, здесь же множество мелких фирм производят дифференцированную. Дифференциация затрачивает прежде всего количество продукта или услуги. Очень слабый контроль над ценами. Соперничество не ценовое, а продуктовое.i

Каждая фирма оперирует на своем мини - рынке. Здесь она обладает некоторой монопольной властьюнад своим товаром. Она может, например, и повышать цену вне зависимости от конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием конкурентов и свободойвходана рынок других фирм. Производители, работающие на этом рынке не являются обычноособо крупными. Отсюда и капитал требуется для их становления сравнительно небольшой. Основная сфера монополистической конкуренции - розничная торговля товарами повседневного спроса.

При совершенной конкуренции фирма работает на единый рынок однородного товара, встречаясь с абсолютно эластичным спросом. В условиях монополистической конкуренции спрос разделяется между мини-рынками. За счет продуктового различия фирмы как бы разделяют единый рынок, но вследствие несущественных различий, в смысле целевого назначения, спрос на каждом рынке имеет идентичные характеристики.

На своем индивидуальном рынке фирма ведет себя как монополист. Она выбирает объем предложения и цену товара в соответствии с правилом МC=МR, максимизируя свою прибыль, а колебания цен задается высотой кривой спроса. Это значит, что цена может быть повышена, а тем не менее, объем сбыта не сократится, потому, что конкуренты не смогут более низкими ценами привлечь к себе ту категорию покупателей, которые привыкли и твердо предпочитают данный продукт.

Современную рыночную структуру более точно можно охарактеризовать как олигополию. При олигополии доминирует в отрасли небольшое число крупных фирм, каждая из которых своими действиями может влиять на уровень цен. Конкуренты производят как однородную продукцию (нефть, сталь, автомобили), так и дифференцированную (потребительские товары). Вхождение новых производителей в отрасль ограничены высокими барьерами, связанные, прежде всего, с экономией на масштабе производства и др. Примером олигополии является рынок автомобилей в Северной Америке, стали в России и др.

Законы максимизации прибыли фирмы (МС = MR) действует во всех рыночных структурах, но форма олигополии по - своему оказывает влияние на ценообразование, отличное от форм других рыночных структур. На конкурентном рынке цены пульсируют непрерывно и бессистемно, под воздействием спроса и предложения. При олигополии имеет место тенденция к устойчивой фиксации, изменение цены происходит не столь часто.

Конкурентная борьба среди фирм олигополии на уровне цен не столь обострена. Больше она проявляется в форме качества продукции и послепродажного обслуживания. Ценовые войны на рынке олигополии для фирм крайне нежелательны, ибо в силу масштаба производства - разорение. Так как каждая фирма на рынке олигополии имеет значительный удельный вес, то приходится считаться с ответными действиями других фирм.

Различают несколько моделей образования цен на рынке олигополии. Ценообразование по принципу ( издержки плюс).Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При планировании цены обязательно предполагается неполная загрузка мощностей, дабы предусмотреть возможность реагировать на перепады конъюнктур. Наибольший удельный вес составляют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает постоянные издержки и норму прибыли.

Другая модель получила называние лидерство в ценах. Как правило, здесь выступает фирма, являющаяся крупнейшей в отрасли. Изменение цен на ее продукцию - ориентир для изменения цен другими фирмами. Лидер в ценах не должен ориентироваться только на диктат, он должен учитывать интересы и других фирм. Как говорят “ живи сам и давай жить другим!”.

Модель олигополии, основанная на тайном сговоре.Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделение рынка, установление квот для каждого из участников, создание механизмов контроля за выполнением принятых решений. Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию.

Однако, тайный сговор не может быть прочным длительное время. При спаде производства каждый хочет выжить за счет других. Высокий уровень прибыли привлекает другие фирмы и обостряет конкуренцию в отрасли. Препятствует тайному сговору и антимонопольное законодательство.

В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии (теория Курно, теория игр и др.) Общей теории олигополии не существует.

Итак, конкуренция и монополия - ключевые понятия рыночной экономики. По своей структуре они двойственны. Конкуренция - двигатель экономики и в то же время развязывает стихийные силы в экономике, может вести к анархии. Крупные фирмы, обладающие монопольной властью - желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения - так писал И. Шумпетер1. Разработка новых продуктов и технологий - невероятно дорого. Монополии могут тратить свои монопольно высокие прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана мелкими предпринимателями, но их реализация стала уделом “большого бизнеса”. Совершенно конкурентные фирмы не имеют крупных сверхприбылей для инвестирования и не склонны разрабатывать новые технологии, новую продукцию, ибо она не может быть монополизирована и быстро растаскивается конкурентами. Но власть над ценами порождает у монополиста стремление “придержать” некоторые изобретения, если они не выгодны для фирмы. Крупные фирмы избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции.

Развитие рыночного хозяйства - процесс конкуренции монополий развивался по линии сокращений стихийности и ограничения монополизма. Это видно, хотя бы потому, что послевоенные экономические кризисы стали менее продолжительными и менее глубокими. Сокращаются границы монополий. Концентрация и централизация производства и капитала не прогрессирует. В национальных рамках отдельных стран нет почти ни одной отрасли, где бы господствовала одна корпорация. Крупные корпорации не являются, как правило, собственниками одного семейства, а выступают в форме акционерных обществ.

Изменилась и роль государства. Во всех странах приняты антимонопольные законодательства. В наиболее развитой форме антимонопольное законодательство существует в США. Основные положения антимонопольных законов направлены на поддержание модели олигополии, поддерживается надлежащий уровень конкуренции между крупными корпорациями, Контролируется слияние компаний, вносятся поправки в законодательство по развитию и охране мелкого бизнеса. Запрещается ценовой сговор и тайная монополизация торговли. Если доля компании на рынке товаров больше 60 %, то это становится предметом разбирательства в суде. Не разрешается одному лицу быть членом Совета двух конкурирующих фирм, Производитель должен продавать свои товары всем торговцам по одинаковой цене. Ни одна корпорация не имеет право держать в своих руках 40 - 50 % производства продукта.

Как нам представляется, в индустриально развитых странах создается новая модель организованной конкуренции. На службу обществу ставятся плюсы конкуренции и монополии и ставятся барьеры для ограничения их минусов. Думается, в действиях Российского государства по формированию конкурентного рынка, надо добиваться синтеза конкуренции и монополии, т.е. политика должна быть направлена не на разрушение крупных предприятий, не на их противопоставлении, а на сочетании крупных, средних и мелких предприятий.