1. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие
Спрос показывает то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Данная количественная зависимость между ценной и покупным товаром может быть представлена в виде шкалы спроса, т.е. таблицы, в которой выражены параметры покупателя относительно покупки товара в определенный отрезок времени.
Существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты, назвали ее законом спроса. Суть закона - при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот.
В основе закона спроса лежит две причины:
товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно (эффект замещения);
при снижении цены потребитель желает приобрести больше товара (эффект дохода);
Закон спроса не действует в трех случаях:
при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.д.), являющихся средством помещения денег;
при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (переключение спроса с маргарина на масло).
Таблицу индивидуального спроса можно представить в виде восходящей кривой ДД на графике. При этом по закону спроса потребители покупают большее количество продукта, когда цена на него снижается.
Функция спроса от цены характеризует изменение величины спроса от цены товара Qd = f (Р).
Рис. 3.1. График изменения величины спроса
Мы рассматривали проблему с позиции одного потребителя. Но существование конкуренции обязывает рассмотреть проблему, когда на рынке много покупателей.
Шкала рыночного спроса может быть легко преодолена путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при равных возможных ценах. Общий рыночный спрос может быть определен также путем умножения величин спроса на количество покупателей.
До сих пор предполагалось также, что “прочие условия” при анализе спроса оставались неизменными. Поэтому движение вследствие изменения цены и объема продаж шло вдоль кривой спроса, а ее положение оставалось неизменным. Что же следует понимать под изменением спроса?
Ответ: изменение спроса - это движение всей кривой спроса ДД, означающее изменение продаж не зависимо от цены. При возросшем спросе и той же цене количество продаж товара возрастает; при снижении спроса количество продаж сокращается. Хотя цены остаются теми же. На графике рост спроса - кривая Д1Д1 (а); снижение спроса - кривая Д2Д2 (б).
Рис. 3.2. Графики изменения спроса
На изменение спроса влияют следующие неценовые факторы: потребительские вкусы, изменение которых вызывается рекламой или изменениями моды, появлением нового продукта;
число покупателей, вызванное ростом рождаемости, продолжительности жизни и т.д.;
изменение дохода в сторону увеличения может вызвать рост спроса на высококачественные товары и снижение спроса на товары низкого качества;
цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Например: повышение цены на сливочное масло увеличивает спрос на маргарин, как заменитель. Цена на бензин выросла, и снизился пробег вашего автомобиля;
ожидания изменения цен или дохода в будущем.
Предложениепоказывает разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие качества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам при условии, что все прочие факторы остаются неизменными.
Шкала предложения показывает положительную или прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Закон предложения: с повышением цен возрастает величина предложения и наоборот. Препятствие в виде высокой цены означает что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта.
В основе закона предложения лежит две причины:
фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные и быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения;
в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.
Как и в отношении спроса полезно представить предложение в графическом виде.
Функция предложения от цены характеризует зависимость величины предложения товара от его цены Qs = f(Р).
Кривая предложения строится на предположении, что главным фактором, влияющим на величину предложения является цена. Кривая рыночного предложения строится на основе величины предложения одного производителя, умноженной на число продавцов.
Рис.3.3. График изменения величины предложения
Однако на изменение предложения влияют другие факторы:
цены на ресурсы. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо;
технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов;
налоги и дотации. Повышение налогов снижает предложение;
цены на другие товары. Изменение цен на другие товары может побудить производителя выпускать данный вид продукции в большем объеме;
ожидания изменения цены могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время;
число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число продавцов, тем больше рыночное предложение.
Таким образом, влияние одного из названных факторов приводит к изменению в предложении, что находит выражение в смещении кривой предложения вправо или влево. Напротив, изменение величины предложения означает продвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения.
Теперь, имея некоторое представление о спросе и предложении, мы можем перейти к анализу их взаимодействия. Линия ДД является графическим изображением функции спроса от цены, линия SS - функции предложения от цены. Координатами точки Е являются равновесная цена Реи равновесный объемQe.
Рис.3.4. График равновесной цены и равновесного количества
В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. Если рыночная цена выше равновесной, то величина спроса выше величины предложения и производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в данном объеме.
- Введение
- Тема 1. Этапы развития экономической науки
- Задания и тесты для контроля
- Тема 2. Предмет и метод экономической теории
- 1. Предмет и метод экономической теории
- 2. Потребности и экономические ресурсы. Проблема выбора
- 3. Границы производственных возможностей. Закон возрастания альтернативных затрат
- 4. Типы экономических систем. Основные проблемы экономики
- 5. Причины возникновения, сущность и функции рынка, классификация рынков
- Вопросы и задания
- Тема 3. Теория спроса и предложения. Потребитель на рынке
- 1. Закон спроса и закон предложения. Рыночное равновесие
- 3.5. График изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество
- 3.6. График устойчивого равновесия (паутинообразная модель)
- 3.7. График Рис. 3.8. График неустойчивого равновесия регулярных колебаний
- 2. Эластичность спроса и предложения
- 3.9. График ценовой эластичности
- 1.Заменяемость.
- 3. Потребительское поведение. Закон убывающей предельной полезности. Условие равновесия потребителя
- 3.13. График общей Рис. 3.14. График полезности предельной полезности
- 4. График безразличия и бюджетная линия. Проблема выбора оптимального набора
- Вопросы и задания
- Тема 4. Предпринимательство и его место в современном обществе. Издержки и прибыль
- 1. Внешние и внутренние издержки
- 2. Постоянные, переменные и валовые издержки
- В краткосрочном периоде
- И средняя производительность
- 3. Издержки производства в долгосрочном периоде
- Вопросы и задания
- Тема 5. Конкуренция и монополия
- Вопросы и задания
- Тема 6. Формирование цен на факторы производства. Рынок земли
- Р Затраты труда за период apl mpLис. 6.1. Предельный и средний продукт труда
- И несовершенной конкуренции
- Рынок земли
- Вопросы и задания
- Тема 7. Рынок труда
- 1. Спрос и предложение на рынке труда
- Заработная плата
- 2. Перераспределение доходов
- 3. Трудовые отношения
- Вопросы и задания
- 2. Сущность, формы и виды кредита
- 3. Капитал в форме ценных бумаг. Фондовый рынок, структура и функции
- 4. Инвестиционные цели и виды ценных бумаг
- Вопросы и задания
- Тема 9. Основные макроэкономические показатели
- 1. Система национальных счетов
- 2. Основные макроэкономические показатели. Методы расчета валового внутреннего продукта (ввп)
- 3. Номинальный и реальный ввп
- 4. Ввп и экономическое благосостояние
- Вопросы и задания
- Тема 10. Макроэкономическое равновесие. Классический и кейнсианский подход к проблеме равновесия
- 1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
- 2. Классическая и кейнсианская теория занятости
- Вопросы и задания
- И сбережений (б) с учетом предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению
- 2. Инвестиции и уровень чнп. Эффект мультипликатора
- Модель равновесия на товарном рынке is (в)
- Вопросы и задания
- Тема 12. Фискальная политика
- 1. Фискальная политика. Государственный бюджет. Дефицит бюджета. Государственный долг
- Пути преодоления дефицита госбюджета
- Налоговая система и налоговая политика
- Вопросы и задания
- Тема 13. Макроэкономическая нестабильность. Безработица и инфляция
- 1. Безработица
- 2.1. Инфляция
- Вопросы и задания
- Тема 14. Денежный рынок
- 1. Сущность и функции денег. Структура денежной массы
- 2. Предложение денег и спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке
- Спрос и предложение денег, равновесие на денежном рынке (в)
- 14.2. Денежный рынок. Изменение равновесия на денежном рынке в результате изменения денежного предложения
- 14.3. Спрос на инвестиции (а), равновесный чнп (б)
- 3. Ставка процента, инвестиции и уровень производства: кенйнсианский и монетаристский подход
- 4. Модель равновесия на денежном рынке lm. Общая модель равновесия на товарном и денежном рынках is - lm
- 14.7. Механизм краткосрочного регулирования денежного рынка. Ликвидная ловушка
- Вопросы и задания
- 1. На основании данных, приведенных в таблице, определите: а) величину m1; б) величинуM2; в) величинуM3:
- 1. Спрос на деньги для сделок изменяется следующим образом:
- 2. Какой из предыдущих ответов будет верен, если изменяется спрос на деньги со стороны активов?
- 3. Понятие “спрос на деньги” означает:
- 5. Крупные срочные вклады включаются в состав:
- Банковская прибыль
- Вопросы и задания
- 4. Термин «операции на открытом рынке» означает:
- 5. Термин «учетная ставка» означает:
- Тема 16. Циклические колебания и экономические кризисы. Экономический рост
- Экономический рост. Факторы экономического роста. Новое качество экономического роста
- Задания и тесты
- Программа курса экономики
- Тема 6. Производство и спрос на ресурсы (1 ч.)
- Тема 7. Ценообразование на рынке ресурсов. Заработная плата. Рента, процент, прибыль (3ч.)
- Тема 8. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели (2ч.)
- Тема 9. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица (2ч.)
- Тема 10. Макроэкономическое равновесие (3ч.)
- Тема 11. Фискальная политика (3 ч)
- Тема 12. Денежный рынок. Кредитно- денежная политика (3 ч)
- Тема 13. Циклические колебания и экономический рост (1 ч.)
- Тема 14. Международные экономические отношения (1 ч.)
- Тема 15. Особенности переходной экономики России (1 ч.)
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Макроэкономика
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература