19. Рынок: сущность, функции, виды
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:
1. Производство.
2. Распределение.
3. Обмен.
4. Потребление.
Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В
изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.
Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет
собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.
Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.
Функции бывают:
1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически
невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно
развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на
единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
- 1.Предмет экономической теории
- 2. Структура и функции экономической теории
- 3. Методы экономической теории
- 4. Система экономической науки. Место и роль экономической теории в системе экономических наук.
- 5. Экономическая мысль дорыночной экономики
- 6. Экономическая мысль периода свободной конкуренции
- 7. Экономические учения периода регулируемой рыночной экономики
- 8. Экономическая мысль России
- 9. Триада основных проблем экономического развития
- 10. Решение основных проблем в различных экономических системах.
- 11. Базовые категории экономики
- 12. Собственность как базовая категория
- 13. Экономические потребности и экономические ресурсы
- 14. Проблема экономического выбора. Альтернативная издержка. Закон возрастания альтернативных издержек.
- 15. Кривая производственных возможностей.
- 16. Экономические системы: понятие, виды
- 17. Экономические факторы производства в условиях рыночной экономики.
- 18. Рынок труда, теории заработной платы и принципы формирования заработной платы.
- 19. Рынок: сущность, функции, виды
- 20. Спрос и величина спроса. Факторы влияющие на спрос. Закон спроса.
- 21. Предложение и величина предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.
- 22. Рыночное равновесие.
- 23. Эластичность спроса и предложения
- 24. Сущность и структура издержек
- 25. Предельные издержки фирмы
- 26. Анализ издержек и краткосрочнои периоде
- 27. Анализ издержек в долгосрочном периоде. Эффект масштаб
- 28. Кардиналистская теория потребительского поведения
- 29. Полезность, ценность, стоимость. Потребительский излишек.
- 30. Полезность: общая и предложения. Закон убывающей предельной полезности
- 31. Ординалистская теория потребительского поведения
- 32. Кривые безразличия
- 33. Макроэкономика: сущность, предмет, цели
- 34. Система национальных счетов
- 35. Основные макроэкономические показатели: ввп (внп) Способы их измерения
- 36. Реальный внп, номинальный внп
- 37. Взаимосвязь основных макроэкономических показателей: ввп, чистого национального продукта, национального дохода, личного дохода, личного располагаемого дохода.
- 38. Национальное богатство. Ввп и чистое экономическое благосостояние
- 39. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Виды безработицы. Безработный, экономически активное население. Уровень безработицы
- 40. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Виды безработицы
- 41. Социально-экономические последствие безработицы. Закон Оукена. Основные методы воздействия государства на уровень занятости
- 42. Макроэкономические динамика: инфляция, понятие, сущность, причины возникновения. Показатели инфляции
- 43. Макроэкономические динамика: инфляция. Социально-экономические издержки инфляции. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика
- 44. Общее макроэкономическое равновесие. Условие установления макроэкономического равновесия.
- 45. Совокупный спрос. График совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса
- 46. Совокупность предложение. График совокупного предложения. Ценовые и неценовые факторы совокупного предложения
- 48. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: I-s
- 49. Государственные финансы и финансовая система. Субъекты финансовых отношении. Структура финансовой системы
- 50. Государственные финансы и финансовая система. Функции финансовой системы
- 51. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджеты. Бюджетный дефицит. Причины возникновения. Методы финансирования бюджетного дефицита
- 52. Государственный бюджет. Государственный долг: внутренний, внешний. Последствия накопления государственного долга.
- 53. Фискальная политика. Цели фиксальной политики. Инструменты фиксальной политики.
- 54. Налоги. Функции налогов. Основные элементы налогов. Виды налогов.
- 55. Налоги. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера
- 57. Центральный банк и его функции
- 58. Современная кредитная система. Кредит: сущность функции и виды кредита
- 59. Денежно-кредитная политика. Объекты и субъекты, цели денежно-кредитной политики
- 60. Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики
- 61. Экономический рост и развитие. Показатели экономического роста. Типы экономического роста
- 62. Экономический цикл: понятие, фазы и причины колебаний
- 63. Мировое хозяйство, сущность , субъекты и тенденции развития
- 64. Формирование мирового хозяйства и основные этапы его развития