29. Полезность, ценность, стоимость. Потребительский излишек.
В экономической науке имеются два подхода по решению вопроса потребительского поведения: кардинализм и ординализм. Обе точки зрения верны, т.к. нашли подтверждение своей теории практикой. При решении задачи потребительского поведения ответы будут совпадать, но способы решения будут разные.
Прежде чем изучить различные теории потребительского поведения, необходимо разобраться с рядом экономических категорий.
Под полезностью понимается способность товара удовлетворить ту или иную потребность потребителя.
Ценность – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить. Бывают ситуации, когда ценность может быть неимоверно высока. Классическим примером может служить фраза «полцарства за коня».
Стоимость товара определяется, как было изучено ранее, на основе пересечения кривых спроса и предложения. Точка пересечения определяет равновесную цену и объем производства.
Категории ценность, полезность, стоимость нужны для выявления потребительского излишка. Потребительский излишек – это разница между той ценой, которую согласен заплатить покупатель, и рыночной ценой, т. е. разница между ценностью и стоимостью. К примеру, Вам учебник по экономической теории так необходим, что Вы согласны заплатить за него 350 рублей, а на рынке он стоит - 300 рублей. Ваш потребительский излишек будет составлять: 350 – 300 = 50 рублей. Потребительский излишек надо знать как категорию для того, чтобы понимать, как монополист переводит потребительский излишек в свою монопольную прибыль
Кардинализм (количественный подход) – концепция, состоящая в том, что полезность может быть измерена в количественных единицах. В XIX веке некоторые экономисты (У. Джевонс, А.Маршалл, Д. Робертсон и др.) полагали, что существует определенный количественный измеритель полезности. Они даже ввели условную единицу «ютиль» (от англ. «utility» -полезность).
Общая полезность – сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц данного блага. TU = F(Qa, Qb,....Qz), где Qa, Qb, Qz – объемы товаров A, B, Z.
Предельная полезность – полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы дополнительной единицы продукции.
Предельная полезность является производной функцией общей полезности. . Для того чтобы понять сущность предельной полезности, приведем пример. Вы идете по пустыне, Вас мучает жажда: первый стакан воды для Вас будет наиболее ценен, а второй также принесет пользу, но его полезность будет ниже первого. Между общей и предельной полезностями существует взаимосвязь, рассмотрим ее (рис.5.1, 5.2 и табл. 5.1). Общая полезность с каждой единицей продукции возрастает, но не бесконечно, а до определенного предела, т.к. наступает предел насыщения. Предельная полезность, наоборот, с каждой дополнительной единицей продукции падает, т. к. показывает прирост, разницу между общей полезностью данной единицы продукции и последующей (напоминаем: предельная полезность рассчитывается как первая производная от общей полезности). Могут быть и исключения: для коллекционера каждая последующая картина будет ценнее предыдущей, т.к. она приближает к собранию полной коллекции.
Общая полезность Предельная полезность
- 1.Предмет экономической теории
- 2. Структура и функции экономической теории
- 3. Методы экономической теории
- 4. Система экономической науки. Место и роль экономической теории в системе экономических наук.
- 5. Экономическая мысль дорыночной экономики
- 6. Экономическая мысль периода свободной конкуренции
- 7. Экономические учения периода регулируемой рыночной экономики
- 8. Экономическая мысль России
- 9. Триада основных проблем экономического развития
- 10. Решение основных проблем в различных экономических системах.
- 11. Базовые категории экономики
- 12. Собственность как базовая категория
- 13. Экономические потребности и экономические ресурсы
- 14. Проблема экономического выбора. Альтернативная издержка. Закон возрастания альтернативных издержек.
- 15. Кривая производственных возможностей.
- 16. Экономические системы: понятие, виды
- 17. Экономические факторы производства в условиях рыночной экономики.
- 18. Рынок труда, теории заработной платы и принципы формирования заработной платы.
- 19. Рынок: сущность, функции, виды
- 20. Спрос и величина спроса. Факторы влияющие на спрос. Закон спроса.
- 21. Предложение и величина предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.
- 22. Рыночное равновесие.
- 23. Эластичность спроса и предложения
- 24. Сущность и структура издержек
- 25. Предельные издержки фирмы
- 26. Анализ издержек и краткосрочнои периоде
- 27. Анализ издержек в долгосрочном периоде. Эффект масштаб
- 28. Кардиналистская теория потребительского поведения
- 29. Полезность, ценность, стоимость. Потребительский излишек.
- 30. Полезность: общая и предложения. Закон убывающей предельной полезности
- 31. Ординалистская теория потребительского поведения
- 32. Кривые безразличия
- 33. Макроэкономика: сущность, предмет, цели
- 34. Система национальных счетов
- 35. Основные макроэкономические показатели: ввп (внп) Способы их измерения
- 36. Реальный внп, номинальный внп
- 37. Взаимосвязь основных макроэкономических показателей: ввп, чистого национального продукта, национального дохода, личного дохода, личного располагаемого дохода.
- 38. Национальное богатство. Ввп и чистое экономическое благосостояние
- 39. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Виды безработицы. Безработный, экономически активное население. Уровень безработицы
- 40. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Виды безработицы
- 41. Социально-экономические последствие безработицы. Закон Оукена. Основные методы воздействия государства на уровень занятости
- 42. Макроэкономические динамика: инфляция, понятие, сущность, причины возникновения. Показатели инфляции
- 43. Макроэкономические динамика: инфляция. Социально-экономические издержки инфляции. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика
- 44. Общее макроэкономическое равновесие. Условие установления макроэкономического равновесия.
- 45. Совокупный спрос. График совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса
- 46. Совокупность предложение. График совокупного предложения. Ценовые и неценовые факторы совокупного предложения
- 48. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: I-s
- 49. Государственные финансы и финансовая система. Субъекты финансовых отношении. Структура финансовой системы
- 50. Государственные финансы и финансовая система. Функции финансовой системы
- 51. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджеты. Бюджетный дефицит. Причины возникновения. Методы финансирования бюджетного дефицита
- 52. Государственный бюджет. Государственный долг: внутренний, внешний. Последствия накопления государственного долга.
- 53. Фискальная политика. Цели фиксальной политики. Инструменты фиксальной политики.
- 54. Налоги. Функции налогов. Основные элементы налогов. Виды налогов.
- 55. Налоги. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера
- 57. Центральный банк и его функции
- 58. Современная кредитная система. Кредит: сущность функции и виды кредита
- 59. Денежно-кредитная политика. Объекты и субъекты, цели денежно-кредитной политики
- 60. Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики
- 61. Экономический рост и развитие. Показатели экономического роста. Типы экономического роста
- 62. Экономический цикл: понятие, фазы и причины колебаний
- 63. Мировое хозяйство, сущность , субъекты и тенденции развития
- 64. Формирование мирового хозяйства и основные этапы его развития