logo
ekonomika_shpory_aaa

29. Полезность, ценность, стоимость. Потребительский излишек.

В экономической науке имеются два подхода по решению вопроса потребительского поведения: кардинализм и ординализм. Обе точки зрения верны, т.к. нашли подтверждение своей теории практикой. При решении задачи потребительского поведения ответы будут совпадать, но способы решения будут разные.

Прежде чем изучить различные теории потребительского поведения, необходимо разобраться с рядом экономических категорий.

Под полезностью понимается способность товара удовлетворить ту или иную потребность потребителя.

Ценность – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить. Бывают ситуации, когда ценность может быть неимоверно высока. Классическим примером может служить фраза «полцарства за коня».

Стоимость товара определяется, как было изучено ранее, на основе пересечения кривых спроса и предложения. Точка пересечения определяет равновесную цену и объем производства.

Категории ценность, полезность, стоимость нужны для выявления потребительского излишка. Потребительский излишек – это разница между той ценой, которую согласен заплатить покупатель, и рыночной ценой, т. е. разница между ценностью и стоимостью. К примеру, Вам учебник по экономической теории так необходим, что Вы согласны заплатить за него 350 рублей, а на рынке он стоит - 300 рублей. Ваш потребительский излишек будет составлять: 350 – 300 = 50 рублей. Потребительский излишек надо знать как категорию для того, чтобы понимать, как монополист переводит потребительский излишек в свою монопольную прибыль

Кардинализм (количественный подход) – концепция, состоящая в том, что полезность может быть измерена в количественных единицах. В XIX веке некоторые экономисты (У. Джевонс, А.Маршалл, Д. Робертсон и др.) полагали, что существует определенный количественный измеритель полезности. Они даже ввели условную единицу «ютиль» (от англ. «utility» -полезность).

Общая полезность – сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц данного блага. TU = F(Qa, Qb,....Qz), где Qa, Qb, Qz – объемы товаров A, B, Z.

Предельная полезность – полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы дополнительной единицы продукции.

Предельная полезность является производной функцией общей полезности. . Для того чтобы понять сущность предельной полезности, приведем пример. Вы идете по пустыне, Вас мучает жажда: первый стакан воды для Вас будет наиболее ценен, а второй также принесет пользу, но его полезность будет ниже первого. Между общей и предельной полезностями существует взаимосвязь, рассмотрим ее (рис.5.1, 5.2 и табл. 5.1). Общая полезность с каждой единицей продукции возрастает, но не бесконечно, а до определенного предела, т.к. наступает предел насыщения. Предельная полезность, наоборот, с каждой дополнительной единицей продукции падает, т. к. показывает прирост, разницу между общей полезностью данной единицы продукции и последующей (напоминаем: предельная полезность рассчитывается как первая производная от общей полезности). Могут быть и исключения: для коллекционера каждая последующая картина будет ценнее предыдущей, т.к. она приближает к собранию полной коллекции.

Общая полезность Предельная полезность