45. Совокупный спрос. График совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса
Совокупный спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов:
где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.
Анализ совокупного спроса во многом аналогичен анализу индивидуального и рыночного спроса. На совокупный спрос воздействует множество факторов, но главным фактором, определяющим его величину, является уровень цен в экономике. Зависимость между величиной AD и уровнем цен обратная. Однако объяснение этой зависимости сложнее, чем в случае с индивидуальным и рыночным спросом. Это обусловлено тем, что эффекты дохода и замещения в данном случае «работать» не будут, поскольку действие этих эффектов проявляется в случае изменения цен на один товар и при неизменности цен на другие. Обратную зависимость между объемом совокупного спроса и уровнем цен в экономике нельзя объяснить и с помощью закона убывающей предельной полезности, поскольку он применим только к отдельному товару. Мы же, исследуя совокупный спрос, имеем дело с агрегированным показателем. Так, спрос, предъявляемый множеством покупателей на разные товары, агрегирован в совокупный спрос. Обратная зависимость между уровнем цен в экономике и объемами совокупного спроса объясняется следующими закономерностями.
1. Эффект процентной ставки. Процентная ставка выступает как плата за использование заемных средств. Эффект процентной ставки связан с тем, что между уровнем цен в экономике и уровнем процентной ставки существует определенная зависимость, проявляющаяся следующим образом. Рост цен в экономике при неизменной величине денежной массы, находящейся в обороте, приводит к увеличению спроса на деньги. Это означает, что цена денег — процентная ставка — увеличивается. В итоге уменьшается потребительская и инвестиционная составляющие
совокупного спроса — из-за высокой процентной ставки инвестиционная активность бизнеса падает; с другой стороны, высокая процентная ставка является стимулом для населения больше сберегать, что возможно только за счет сокращения потребительских расходов.
2. Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен обесцениваются финансовые активы, имеющие фиксированную цену или доход (срочные счета, облигации и т. п.). Эти финансовые активы представляют собой форму «овеществления» богатства населения. Таким образом, при росте уровня цен в экономике происходит обесценивание накопленного богатства. В этой ситуации население стремится возместить потери, снижая текущее потребление и увеличивая отчисления в сбережения. Итак, владельцы финансовых активов вынуждены уменьшать свои расходы, и величина совокупного спроса сокращается.
3. Эффект импортных закупок. Импорт и экспорт — важные составляющие совокупного спроса. Объемы экспорта и импорта зависят от соотношения цен внутри страны и за границей. Эффект импортных закупок заключается в том, что если уровень цен внутри страны увеличивается, то национальные потребители будут приобретать больше импортных и меньше отечественных товаров, а иностранные потребители Сократят покупки товаров, произведенных в данной стране. При этом происходит сокращение экспорта, сопровождающееся ростом импорта. В итоге показатель чистого экспорта будет сокращаться, в результате уменьшится и объем совокупного спроса.
Все перечисленные факторы обуславливают изменение объема совокупного спроса под воздействием ценовых факторов. Графическая интерпретация такой зависимости выглядит стандартным образом и похожа на график индивидуального или рыночного спроса.
Кроме ценовых факторов на совокупный спрос влияют и неценовые факторы. Будем считать, что уровень цен задан и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос. Действие неценовых факторов будет приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается), как показано на рисунке ниже. Так как величина AD складывается из четырех основных компонентов, то выделяют и четыре группы неценовых факторов, влияющих соответственно на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы бизнеса, объемы государственных закупок товаров и услуг и величину чистого экспорта.
Изменение потребительских расходов может быть обусловлено:
1. Изменением благосостояния населения. Благосостояние населения во многом определяется реальной стоимостью финансовых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста Сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов. Подчеркнем, что здесь падение совокупного спроса имеет место при неизменном общем уровне цен в экономической системе. Снижение же стоимости финансовых активов будет обусловлено не ростом уровня цен (как в эффекте богатства), а прочими причинами, например снижением котировок акций.
2. Ожиданиями населения. Ожидания населения оказывают значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают роста реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий.
3. Задолженностью населения. Чем больше задолженность население, тем меньше потребительские расходы, поскольку домохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они могли бы направить на приобретение материальных благ, использовать для погашения имеющейся задолженности. Следовательно, совокупный спрос будет сокращаться.
4. Уровнем налогов с домохозяйств. Естественно, чем выше уровень налогов, которые платит население в бюджеты разного уровня, тем меньше величина располагаемого личного дохода, т. е. источника роста потребительских расходов, а значит, и совокупного спроса.
Изменение инвестиционных расходов бизнеса может быть связано с:
1. Динамикой ставки процента. Чем она выше, тем меньше совокупный спрос. Изменение ставки процента в данном случае, в отличие от ситуации, рассмотренной в эффекте процентной ставки, происходит при неизменном уровне цен в экономике под действием ряда прочих факторов, допустим из-за изменения объема денежной массы, находящейся в обороте.
2. Ожиданиями бизнеса. Оптимистические прогнозы относительно будущей прибыли стимулируют рост спроса на инвестиционные товары и сдвигают кривую AD вправо.
3. Уровнем налогов на бизнес. Увеличение налогов ведет к снижению прибыли, а значит, и инвестиций, и совокупного спроса.
4. Уровнем избыточных мощностей. Чем больше на предприму яти и неиспользуемых мощностей, тем меньше потребность в приобретении нового оборудования, тем реже будут осуществи литься инвестиционные расходы.
5. Существующим уровнем технологии и быстротой морального старения оборудования. Чем быстрее развивается научно-технический прогресс, тем чаще предприниматели испытывают необходимость в обновлении оборудования, тем выше инвестиционные расходы и совокупный спрос.
Динамика государственных расходов будет определяться целями макроэкономической политики, проводимой правительством. Так, в случае осуществления стимулирующей политики государство будет увеличивать государственные расходы, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, поведение сдерживающей экономической политики будет иметь следствием обратный результат — совокупный спрос будет сокращаться.
- 1.Предмет экономической теории
- 2. Структура и функции экономической теории
- 3. Методы экономической теории
- 4. Система экономической науки. Место и роль экономической теории в системе экономических наук.
- 5. Экономическая мысль дорыночной экономики
- 6. Экономическая мысль периода свободной конкуренции
- 7. Экономические учения периода регулируемой рыночной экономики
- 8. Экономическая мысль России
- 9. Триада основных проблем экономического развития
- 10. Решение основных проблем в различных экономических системах.
- 11. Базовые категории экономики
- 12. Собственность как базовая категория
- 13. Экономические потребности и экономические ресурсы
- 14. Проблема экономического выбора. Альтернативная издержка. Закон возрастания альтернативных издержек.
- 15. Кривая производственных возможностей.
- 16. Экономические системы: понятие, виды
- 17. Экономические факторы производства в условиях рыночной экономики.
- 18. Рынок труда, теории заработной платы и принципы формирования заработной платы.
- 19. Рынок: сущность, функции, виды
- 20. Спрос и величина спроса. Факторы влияющие на спрос. Закон спроса.
- 21. Предложение и величина предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.
- 22. Рыночное равновесие.
- 23. Эластичность спроса и предложения
- 24. Сущность и структура издержек
- 25. Предельные издержки фирмы
- 26. Анализ издержек и краткосрочнои периоде
- 27. Анализ издержек в долгосрочном периоде. Эффект масштаб
- 28. Кардиналистская теория потребительского поведения
- 29. Полезность, ценность, стоимость. Потребительский излишек.
- 30. Полезность: общая и предложения. Закон убывающей предельной полезности
- 31. Ординалистская теория потребительского поведения
- 32. Кривые безразличия
- 33. Макроэкономика: сущность, предмет, цели
- 34. Система национальных счетов
- 35. Основные макроэкономические показатели: ввп (внп) Способы их измерения
- 36. Реальный внп, номинальный внп
- 37. Взаимосвязь основных макроэкономических показателей: ввп, чистого национального продукта, национального дохода, личного дохода, личного располагаемого дохода.
- 38. Национальное богатство. Ввп и чистое экономическое благосостояние
- 39. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Виды безработицы. Безработный, экономически активное население. Уровень безработицы
- 40. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Виды безработицы
- 41. Социально-экономические последствие безработицы. Закон Оукена. Основные методы воздействия государства на уровень занятости
- 42. Макроэкономические динамика: инфляция, понятие, сущность, причины возникновения. Показатели инфляции
- 43. Макроэкономические динамика: инфляция. Социально-экономические издержки инфляции. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика
- 44. Общее макроэкономическое равновесие. Условие установления макроэкономического равновесия.
- 45. Совокупный спрос. График совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса
- 46. Совокупность предложение. График совокупного предложения. Ценовые и неценовые факторы совокупного предложения
- 48. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: I-s
- 49. Государственные финансы и финансовая система. Субъекты финансовых отношении. Структура финансовой системы
- 50. Государственные финансы и финансовая система. Функции финансовой системы
- 51. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджеты. Бюджетный дефицит. Причины возникновения. Методы финансирования бюджетного дефицита
- 52. Государственный бюджет. Государственный долг: внутренний, внешний. Последствия накопления государственного долга.
- 53. Фискальная политика. Цели фиксальной политики. Инструменты фиксальной политики.
- 54. Налоги. Функции налогов. Основные элементы налогов. Виды налогов.
- 55. Налоги. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера
- 57. Центральный банк и его функции
- 58. Современная кредитная система. Кредит: сущность функции и виды кредита
- 59. Денежно-кредитная политика. Объекты и субъекты, цели денежно-кредитной политики
- 60. Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики
- 61. Экономический рост и развитие. Показатели экономического роста. Типы экономического роста
- 62. Экономический цикл: понятие, фазы и причины колебаний
- 63. Мировое хозяйство, сущность , субъекты и тенденции развития
- 64. Формирование мирового хозяйства и основные этапы его развития