21. Предложение и величина предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке. Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.
Закон предложения имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика предложения.
ГРАФИК ПРЕДЛОЖЕНИЯ – график, показывающий зависимость величины предложения от цены. Каждой величине цены соответствует свое значение величины предложения. Эту зависимость можно выразить графически в виде кривой предложения (линии предложения) на графике предложения.
Обратите внимание на то, что, хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой переменной, на графике предложения, наоборот, по оси абсцисс принято откладывать цену (P), а по оси ординат – количество (Q).
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения. Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер. Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений. Кривая предложения может менять свою форму, смещаясь вправо или влево, под влиянием неценовых факторов предложения.
ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
- 1.Предмет экономической теории
- 2. Структура и функции экономической теории
- 3. Методы экономической теории
- 4. Система экономической науки. Место и роль экономической теории в системе экономических наук.
- 5. Экономическая мысль дорыночной экономики
- 6. Экономическая мысль периода свободной конкуренции
- 7. Экономические учения периода регулируемой рыночной экономики
- 8. Экономическая мысль России
- 9. Триада основных проблем экономического развития
- 10. Решение основных проблем в различных экономических системах.
- 11. Базовые категории экономики
- 12. Собственность как базовая категория
- 13. Экономические потребности и экономические ресурсы
- 14. Проблема экономического выбора. Альтернативная издержка. Закон возрастания альтернативных издержек.
- 15. Кривая производственных возможностей.
- 16. Экономические системы: понятие, виды
- 17. Экономические факторы производства в условиях рыночной экономики.
- 18. Рынок труда, теории заработной платы и принципы формирования заработной платы.
- 19. Рынок: сущность, функции, виды
- 20. Спрос и величина спроса. Факторы влияющие на спрос. Закон спроса.
- 21. Предложение и величина предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения.
- 22. Рыночное равновесие.
- 23. Эластичность спроса и предложения
- 24. Сущность и структура издержек
- 25. Предельные издержки фирмы
- 26. Анализ издержек и краткосрочнои периоде
- 27. Анализ издержек в долгосрочном периоде. Эффект масштаб
- 28. Кардиналистская теория потребительского поведения
- 29. Полезность, ценность, стоимость. Потребительский излишек.
- 30. Полезность: общая и предложения. Закон убывающей предельной полезности
- 31. Ординалистская теория потребительского поведения
- 32. Кривые безразличия
- 33. Макроэкономика: сущность, предмет, цели
- 34. Система национальных счетов
- 35. Основные макроэкономические показатели: ввп (внп) Способы их измерения
- 36. Реальный внп, номинальный внп
- 37. Взаимосвязь основных макроэкономических показателей: ввп, чистого национального продукта, национального дохода, личного дохода, личного располагаемого дохода.
- 38. Национальное богатство. Ввп и чистое экономическое благосостояние
- 39. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Виды безработицы. Безработный, экономически активное население. Уровень безработицы
- 40. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Виды безработицы
- 41. Социально-экономические последствие безработицы. Закон Оукена. Основные методы воздействия государства на уровень занятости
- 42. Макроэкономические динамика: инфляция, понятие, сущность, причины возникновения. Показатели инфляции
- 43. Макроэкономические динамика: инфляция. Социально-экономические издержки инфляции. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика
- 44. Общее макроэкономическое равновесие. Условие установления макроэкономического равновесия.
- 45. Совокупный спрос. График совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса
- 46. Совокупность предложение. График совокупного предложения. Ценовые и неценовые факторы совокупного предложения
- 48. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: I-s
- 49. Государственные финансы и финансовая система. Субъекты финансовых отношении. Структура финансовой системы
- 50. Государственные финансы и финансовая система. Функции финансовой системы
- 51. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджеты. Бюджетный дефицит. Причины возникновения. Методы финансирования бюджетного дефицита
- 52. Государственный бюджет. Государственный долг: внутренний, внешний. Последствия накопления государственного долга.
- 53. Фискальная политика. Цели фиксальной политики. Инструменты фиксальной политики.
- 54. Налоги. Функции налогов. Основные элементы налогов. Виды налогов.
- 55. Налоги. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера
- 57. Центральный банк и его функции
- 58. Современная кредитная система. Кредит: сущность функции и виды кредита
- 59. Денежно-кредитная политика. Объекты и субъекты, цели денежно-кредитной политики
- 60. Денежно-кредитная политика. Инструменты денежно-кредитной политики
- 61. Экономический рост и развитие. Показатели экономического роста. Типы экономического роста
- 62. Экономический цикл: понятие, фазы и причины колебаний
- 63. Мировое хозяйство, сущность , субъекты и тенденции развития
- 64. Формирование мирового хозяйства и основные этапы его развития