logo
ekonomika_shpory_aaa

5. Экономическая мысль дорыночной экономики

Экономическая мысль Древнего Мира. В соответствии с общей периодизацией Всемирной экономической истории данный период включает в себя первобытное общество и рабовладение. Именно в период рабовладения – первого классового общества - зарождается экономическая мысль. Выразители экономической мысли Древнего Мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.

Основные источники экономической мысли Древнего Востока:

- Вавилон – кодекс царя Хаммурапи – создан около 1760г. до н.э.;

- Китай – Конфуций (6-5 вв. до н.э.) – заложил основы конфуцианства – этико - политического учения, которое оказывало огромное влияние на все стороны жизни страны в течение более чем двух тысяч лет;

- Индия – трактат «Артхашастра» (3-4 вв. до н.э.) («Наука о пользе») – собрание наставлений по вопросам управления государством.

Для экономической мысли Древнего Востока характерны следующие черты: ведущая роль в экономике отводится государству как верховному собственнику ирригационных систем и орошаемых земель, неприкосновенность частной собственности.

Экономическая мысль Древней Греции (античное, классическое производственное рабство) связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-350гг. до н.э.) – его важнейшие труды «О домашнем хозяйстве», «О доходах». Ведущие идеи его работ: деление людей на свободных и рабов естественно, так же как и деление труда на физический (удел рабов) и умственный, любой товар обладает полезными свойствами (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (420-347гг. до н.э.) – основатель Академии – знаменитой школы вблизи Афин, просуществовавшей почти 1000 лет. В ряде своих работ - «Республика», «Законы», «Государство», он описывает модель идеального государства. Во главе государства стоят философы, способные познать мир, и следовательно, управлять им, они должны отрекаться от личных интересов и действовать во благо общества, поэтому им запрещено обладать частной собственностью. Обязанность воинов – защита народа и завоевание новых рабов, им тоже запрещено быть собственниками. Только земледельцы, ремесленники, занятые физическим трудом, имеют право частной собственности. Такое четкое разделение функций – основа процветания государства.

Аристотель (384-322гг. до н.э.) – ученик, а затем учитель Академии Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей ключевой работе «Политика» высказал ряд суждений по поводу причины экономических явлений. Он был убежденным сторонником частной собственности, считал рабство явлением, основанным на природе вещей (люди от природы неравны), а не на приходящих факторах (война, …). Аристотель предупреждал об огромной опасности любых крайностей – в обществе не должно быть очень бедных и очень богатых, у власти в государстве должен стоять «средний класс» - только такой порядок может быть справедливым. Все виды деятельности Аристотель разделил на 2 группы: экономика – виды деятельности, связанные с производством потребительных стоимостей (реального богатства), и хрематистика - это противоестественные виды деятельности, связанные с накоплением денег (ростовщичество, крупная торговля).

Экономическая мысль Средневековья. Основными источниками экономической мысли Средневековья являются труды членов церкви, значительная часть которых трактовалась с точки зрения религиозной морали.

Основные источники экономической мысли Средневековья:

- в арабских странах: «Коран» чтение (610-632гг.) и учение Ибн-Хальдуна (1332-1406гг.). «Коран» - собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, положил начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Он осветил складывающееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Основной труд Ибн-Хальдуна «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живущих с ними на земле», в ней он выделяет концепцию «социальной физики», которая провозглашала: осознанное отношение к труду, борьбу с жадностью и расточительством, имущественное и социальное неравенство как следствие естественной природы вещей.