3. Бюджетное ограничение потребителя.
Анализ кривых безразличия позволяет выявить наборы благ, предпочтительные для данного потребителя, возможность взаимозамены этих благ, однако, они не показывают, какой именно из этих наборов является наиболее рациональным. Для дальнейшего анализа потребительского выбора необходимо ввести понятие бюджетного ограничения.
Всякий потребитель предпочел бы приобрести тот набор товаров, который на карте кривых безразличия наиболее удален от начала координат. Однако не всякому потребителю это удастся, поскольку потребители ограничены в средствах. Линия, показывающая доступный данному потребителю набор товаров, называется бюджетной линией (линией цен) (рис. 29).
Y
I/PY
I/PX X
Рис. 29 – Бюджетная линия.
Любая точка на бюджетной линии отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета.
Для того, чтобы получить уравнение бюджетной линии предположим, что
I – доход потребителя, который он расходует на покупку товаров X и Y;
PX и PY - цены товаров X и Y.
Бюджетное ограничение имеет вид:
I = PXX + PYY – доход потребителя равен сумме расходов на приобретение товаров X и Y.
При помощи математических преобразований получим уравнение бюджетной линии:
Y = (I / PY) – (PX / PY) • X;
X = (I / PX) – (PY / PX) • Y.
Если весь доход потребителя будет затрачен на товар Х, то он сможет купить его в количестве I/PX, соответственно, если весь доход будет затрачен на товар Y, он может приобрести I/PY товара Y. Угол наклона бюджетной линии определяется отношением цены единицы товара Х к цене единицы товара Y.
Наборы товаров, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны потребителю, т.к. стоят дороже, чем составляет его доход. Рост дохода потребителя означает на графике смещение бюджетной линии вправо. Соотвественно, смещение бюджетной линии влево означает сокращение доходов и уровня потребления. Это может происходить вследствии:
1. роста/сокращения номинального дохода при неизменных ценах;
2. роста/снижения цен товаров при неизменном уровне дохода;
3. изменения и дохода и цен.
- Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
- Isbn 9965-794-30-8 содержание
- Введение
- Вопросы и задания.
- Основы теории спроса и предложения.
- 3. Рыночное равновесие.
- 4. Государственное регулирование цен.
- Вопросы и задания.
- Эластичность спроса и предложения. Влияние налогов.
- Вопросы и задания.
- Теория потребительского Поведения.
- 1. Кардиналисткий и ординалистский подходы к определению полезности.
- 2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
- 3. Бюджетное ограничение потребителя.
- 4. Равновесие потребителя.
- Вопросы и задания.
- Сравнительная статика и анализ спроса.
- 1. Кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля. Кривая «цена-потребление».
- 2. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого.
- 3. Изменение благосостояния. Индексы реального дохода.
- Вопросы и задания.
- Предложение труда и капитала домохозяйствами.
- Рынок ресурсов
- Рынок товаров и услуг
- Вопросы и задания.
- Теория производства.
- 2. Изокванта. Норма технологического замещения.
- 3. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба.
- Вопросы и задания.
- Издержки производства.
- 2. Издержки производства в краткосрочном периоде.
- 3. Издержки в долгосрочном периоде.
- 4. Равновесие производителя. Изокоста.
- Вопросы и задания.
- Максимизация прибыли конкурентной фирмы.
- Вопросы и задания.
- Монополия и Монопсония. Рыночная власть.
- Вопросы и задания.
- Монополистическая конкуренция.
- Вопросы и задания.
- Олигополия
- Вопросы и задания.
- Рынки факторов производства.
- Вопросы и задания.
- Общее равновесие.
- Вопросы и задания.
- Внешние эффекты - Экстерналии.
- Вопросы и задания.
- Общественные блага.
- Вопросы и задания.
- Рынки с асимметричной информацией.
- Вопросы и задания.
- Список рекомендуемой литературы