logo
Микроэкономика Тема 8,9,10 / пособие КСС

Общественные блага.

  1. Частные и общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость общественных благ.

Классификация благ на исключаемые/неисключаемые и конкурентные/неконкурентные позволяет разграничить все блага на частные и общественные.

В основе классификации благ на исключаемые и неисключаемые лежит такой критерий как степень их доступности в потреблении. Исключаемость блага предполагает, что потребление блага одним субъектом делает невозможным его потребление другим. В силу этого исключаемые блага можно потреблять только посредством рыночного обмена. Соответственно неисключаемость блага означает, что оно доступно в потреблении для всех или, по крайней мере, многих субъектов. Другими словами невозможно ограничить чье-либо участие в потреблении данного блага. Поэтому неисключаемые блага потребляются бесплатно.

Критерием деления благ на конкурентные и неконкурентные выступает характер распределения полезности блага среди потребителей. Конкурентные блага характеризуются тем, что предельные издержки их производства положительны. Неконкурентные блага – те блага, предельные издержки, производства которых равны нулю. Это означает, что для производства дополнительно единицы конкурентного блага необходимо увеличить расходы, производство же дополнительной единицы неконкурентного блага ни с какими расходами не связано. Примером такого блага является маяк – дополнительное судно, использующее маяк, ничего не прибавляет к его эксплуатационным расходам.

Под чистыми частными благами понимают блага, доступные в потреблении и приносящие полезность только своему владельцу, т.е. обладающие свойствами исключаемости и конкуретности. Под чистыми общественными благами принято понимать блага, обладающие качествами, которые делают невозможным их предоставление посредством рыночного механизма. К таким качествам относятся неисключаемость и неконкурентность. Классическим примером общественного блага является маяк. Другими примерами могут служить национальная оборона, телевизионный сигнал.

Однако большинство общественных благ не являются чистыми: они либо конкурентны, либо исключаемы. В зависимости от соотношения свойств неконкурентности и неисключаемости различают:

1. Общие (коммунальные) блага или блага совместного потребления – неисключаемые, но при этом конкурентные общественные блага. Например, места для парковки на общественной стоянке – возможность для парковки предоставляется всем, однако, использование парковочного места одним лицом делает невозможным тоже самое для других. Другим примером является обучение в средней школе.

2. Исключаемые общественные или коллективные блага - неконкурентные, но при этом исключаемые блага. Плата за подключение к кабельному телевидению делает телевидение исключаемым общественным благом.

3. Перегружаемые общественные блага - общественные блага, которые являются неконкурентными лишь для определенного числа потребителей, по достижении которого эти блага становятся конкурентными, т.е. их полезность для других сокращается. Сюда относятся, например, объекты транспортной инфраструктуры – дороги, мосты и т.д. По мере увеличения числа пользователей, загруженность дороги растет, вследствие чего снижается ее полезность (возникают пробки, сокращается скорость движения и т.д.).

4. Клубные блага - блага, доступность которых ограничена членством в каких-либо организациях.

  1. Кривая спроса и кривая предложения общественного блага. Равновесие.

Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, т.к. в отношении общественных благ, как и в отношении частных благ, действует закон убывающей предельной полезности. Вместе с тем спрос на общественные блага обладает рядом специфичных свойств:

1. Общественные блага являются неделимыми (т.е. неисключаемыми), а значит они используются не одним, а всеми (по крайней мере несколькими) потребителями. Вследствие этого потребление чистого общественного блага не может быть скорректировано в соответствии с потребностями каждого конкретного потребителя, поэтому все потребители потребляют одинаковое количество блага при данной цене, а объем потребления каждого из них равен предложению блага: QS = q1 = q2 = … = qn.

2. Все потребители получают выгоду (полезность) от потребления общественного блага одновременно, кривые их спроса показывают предельные выгоды (полезности), получаемые от потребления каждого объема общественного блага. Следовательно, предельная общественная выгода от потребления данного объема общественного блага есть сумма всех предельных индивидуальных выгод: MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = Σ MBn,

где MSB – предельная общественная выгода;

MBn – предельная выгода n-ного потребителя.

Таким образом, спрос на общественное благо определяется как его предельная выгода (полезность) для потребителя при каждом уровне цены. Отсюда следует, что объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных спросов для каждой данной цены. При этом цена на общественное благо не является величиной переменной. Значит, кривая спроса на общественное благо формируется путем вертикального сложения индивидуальных кривых спроса. При объеме блага, равном 4, потребитель А готов заплатить за дополнительную единицу блага цену, равную 3, а потребитель В – 8. Поскольку оба потребляют одинаковое количество блага, их общая предельная полезность равна 3+8=11 (так мы получаем спрос путем вертикального суммирования). Полученная в результате кривая рыночного спроса представлена на графике жирной ломаной кривой.

Р

16 10

11

8

6

3

DA DB

4 9 15 q

Рис. 102 – Кривая рыночного спроса на общественное благо

Предложение общественного блага существенно отличается от предложения частного блага. Эта разница обусловлена тем, что включение в процесс потребления общественного блага дополнительных пользователей не снижает его полезность. Значит общество заинтересовано в том, чтобы как можно больше потребителей было включено в процесс потребления общественного блага. Таким образом, встает проблема эффективного объема производства общественного блага. При решении этой проблемы применяется общий принцип равенства предельной полезности (в данном случае предельной выгоды от использования общественного блага) предельным издержкам (в данном случае предельным общественным издержкам), т.е. МSВ = МSС, где МSС – предельные общественные издержки производства общественного блага. Поскольку MSB=ΣMBn, эффективным является объем производства общественного блага, при котором предельные общественные выгоды, представленные как сумма предельных выгод всех потребителей, равны предельным общественным издержкам его производства.

На рис.103 DA – спрос на общественное благо потребителя А, DВ – спрос на общественное благо потребителя В. Готовность потребителя А платить за дополнительную единицу блага при объеме, равном Q*, составляет величину а, для потребителя В эта величина равна b. Их общая готовность платить: MSB= MBA+MBB=a+b.

Эффективным будет объем производства блага, при котором готовность платить за дополнительную единицу блага обоих потребителей равна предельным издержкам МС, т.е. Q*. Отклонение объема производства общественного блага от этой точки означает необходимость увеличить (уменьшить) его производство

Р

D=MBA+MBB MC

DB

a+b

b1

b

c

a1

а

DA

QA QB Q* Q

Рис. 103 – Эффективный объем производства общественного блага

В анализе спроса и предложения общественного блага следует подчеркнуть некоторые особенности:

1. Достижение эффективного объема производства общественного блага требует его совместного потребления. Согласно графику на рис.100 ни один из потребителей не в состоянии оплатить предоставление общественного блага в необходимом объеме Q*. Поэтому, если бы благо потреблялось индивидуально каждым из них, это привело бы к снижению полезности. Совместное же потребление общественного блага, наоборот, способствует росту благосостояния потребителей.

2. Установление единой цены общественного блага для потребителей с разным уровнем полезности не эффективно по Парето. Снова обратимся к рис.100: единая цена общественного блага, соответствующая точке с, приведет к тому, что потребитель А фактически прекратит его потребление. Поскольку готовность платить у потребителя В выше, он продолжит потребление блага, однако, будет за него переплачивать (т.к. b1.>b). Если бы цена на благо различалась (для потребителя А была бы меньше, чем для В), оба потребителя извлекли бы большую выгоду, т.к. полезность возросла бы, а затраты сократились.

  1. Способы предоставления общественных благ.

Предоставление общественных благ неизбежно сталкивается с так называемой проблемой «безбилетника» («зайца»). Проблема «безбилетника» заключается в том, что потребители склонны уклонятся от финансирования производства общественных благ или по меньшей мере минимизировать затраты на их оплату, рассчитывая на то, что это сделают другие. Ее существование обусловлено неисключаемостью общественных благ, что в свою очередь предопределяет неэффективность их производства. «Безбилетник», стремясь к получению выгоды за чей-то счет, сознательно занижает получаемую им от потребления блага предельную полезность, что, в конечном счете, занижая ценность общественного блага, приводит к более низкому, чем эффективный объему его производства. В связи с этим в ситуации с производством и финансированием общественных благ встает проблема выбора способа его предоставления.

Возможны два варианта предоставления общественных благ – через рынок либо их предоставление государством. Рыночное предоставление общественного блага предполагает, например, производство исключаемых общественных благ частным сектором. В этом случае общественные блага продаются практически как частные. В качестве примера можно привести продажу билетов на различные массовые развлекательные мероприятия, введение платы за кабельное телевидение, за подключение к телекоммуникационным или компьютерным сетям. Другой вариант рыночного предоставления общественных благ - взаимообусловленное финансирование, которое представляет собой продажу в едином пакете неисключаемого общественного блага с исключаемым частным благом или продажу побочного продукта. Примером может служить оплата рекламных роликов, направляемая на финансирование общественного телевидения. И хотя такой метод финансирования общественных благ не обеспечивает их эффективного объема производства, по крайней мере, оно приближается к равновесному. И наконец, третий способ рыночного финансирования – субсидирование, предполагающее оплату общественных благ из частных пожертвований. Мотивом такого рода субсидий обычно является стремление частных лиц или организации к получению нематериальной выгоды – общественного имиджа, либо высокая оценка ими общественных благ. Пример – участие в общественных программах защиты окружающей среды, защиты животных и т.д.

Государственное обеспечение общественных благ осуществляется в тех случаях, когда речь идет о чистых общественных благах, либо о тех общественных благах, круг потребителей которых широк притом, что готовность платить сильно дифференцирована. Оно также может осуществляться в разных формах. Например, в виде непосредственного производства (национальная оборона), либо в виде финансирования общественных благ, производимых частными структурами (госзаказ на разные виды услуг). Но и в том, и в другом случае производство общественных благ финансируется за счет налоговых поступлений, т.е. за счет принудительно взыскиваемых государством налогов.