Эластичность спроса и предложения. Влияние налогов.
Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса.
Эластичность – мера реакции одной переменой на изменение другой. В экономической теории наиболее часто анализируется эластичность спроса, которая в свою очередь может быть прямой либо перекрестной.
Прямая эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) - демонстрирует степень воздействия изменения цены на изменение величины спроса. Эластичность выражается обычно в виде процентного изменения спроса в результате процентного изменения цены. Коэффициент ценовой эластичности спроса рассчитывается по общей формуле: Еd = процентное изменение спроса / процентное изменение цены.
Эластичность спроса по цене является отрицательным числом, т.к. зависимость между спросом и ценой обратная. Исключение составляют ситуации, при которых закон спроса не действует (они рассматривались в предыдущей теме). Однако для простоты анализа знак минуса обычно опускается.
В зависимости от способа расчета выделяют два вида коэффициента эластичности:
1. коэффициент точечной эластичности – характеризует процентные изменения в цене и спросе по отношению к начальным значениям и рассчитывается по одной из двух формул:
Еd = [ΔQ / ΔP] • [P0 / Q0] или Еd = [ΔQ / ΔP] • [P1/ Q1], где
Р0 и Р1 – цена продукции в базисной и отчетной точках;
Q0 и Q1 – количество спрашиваемой продукции в базисной и отчетной точках.
2. коэффициент дуговой эластичности – характеризует процентные изменения в цене и спросе по отношению к средним значениям и рассчитывается по формуле:
Еd = [ΔQ / ΔP] • [ [(Р0 + Р1) / 2] / [(Q0 + Q1) / 2] ] = [ΔQ / ΔP] • [P / Q]
Различают следующие виды эластичности спроса:
1. Спрос называется эластичным по цене, когда меньшее процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса. Коэффициент эластичности при этом больше единицы. Кривая такого спроса представлена на рис. 16.
2. Спрос считается неэластичным по цене, если большее процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению спроса, а коэффициент эластичности меньше единицы (рис. 17). Он имеет место в тех случаях, когда величина спроса жестко ограничена величиной предложения.
3. Абсолютно неэластичный спрос – спрос, при котором коэффициент эластичности равен нулю, т.е. никакое изменение цены не вызывает изменения спроса (спрос не зависит от цены). Такой спрос наблюдается на жизненно необходимые товары, которые отдельные потребители будут покупать даже при значительном росте цены, например, лекарства. Кривая спроса при этом принимает вид кривой цены (рис. 18).
P P
Q Q
Рис.16 – Эластичный спрос Рис.17 – Неэластичный спрос
4. Абсолютно эластичный спрос – спрос, при котором даже незначительное изменение цены вызывает значительное изменение спроса (до предела покупательских возможностей). Такой спрос возможен либо на рынке совершенной конкуренции либо в условиях инфляции (что связано с покупательскими ожиданиями). Коэффициент эластичности стремится к бесконечности, а кривая спроса имеет вид прямой, параллельной оси абсцисс (рис. 19).
5. Спрос с единичной эластичностью – когда процентное изменении цены сопровождается равнозначным процентным изменением спроса, а коэффициент эластичности равен единице (рис. 20).
P P P
Q Q Q
Рис. 18 – Абсолютно Рис. 19 – Абсолютно Рис. 20 – Единичная
неэластичный спрос эластичный спрос эластичность
Несмотря на различия в конфигурации кривой спроса в зависимости от эластичности анализировать эластичность только на ее основании недостаточно, поскольку эластичность неодинакова на всем протяжении кривой. В самой верхней точке кривой спроса коэффициент эластичности равен бесконечности, в самой нижней – равен нулю, в средней точке кривой – равен единице (рис. 21). На нижнем графике рисунка показано как меняется выручка продавца в зависимости от цены и эластичности – она максимальна при единичной эластичности.
P
(ED=∞)
ED>1
P* (ED=1)
ED<1
0 (ED=0)
TR
0
Рис. 21 – Изменение коэффициента эластичности при движении вдоль кривой спроса
Существует несколько правил, действующих в отношении эластичности спроса по цене:
Чем больше заменителей имеет товар, тем более эластичен спрос на него, т.к. при росте цены его можно заменить более дешевым.
Чем более необходимым является товар, чем менее эластичен спрос на него.
Чем больший удельный вес занимает товар в структуре расходов потребителя, тем большей будет эластичность спроса на него. Например, если возрастет цена на тот продукт питания, доля которого в структуре расходов выше, чем доля других продуктов (т.е. который является относительно более дорогим, чем другие продукты) – мясо, то спрос на него сократится в большей степени, чем спрос на другие (относительно более дешевые) продукты.
Чем менее доступным является товар, тем менее эластичен спрос. Так, в условиях дефицита товаров, показатели эластичности спроса гораздо меньше, чем в условиях развитого рынка с множеством товаров.
Чем больше степень насыщения потребностей, тем ниже эластичность спроса на него. Если у каждого из членов семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при условии значительного падения цены на него.
С течением времени спрос становится все более эластичным. Когда появляется новый товар, спрос на него менее эластичен по цене. Но со временем наступает насыщение рынка, могут появиться товары-субституты, товар становится все более и более доступным, покупатели станут приобретать его при условии сокращения цены, т.е. спрос на него будет все больше зависеть от цены.
Перекрестная эластичность спроса по цене – характеризует относительное изменение спроса на один товар в зависимости от изменения цены другого товара.
Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по формуле:
ЕXY = процентное изменение спроса на товар Х / процентное изменение цены товара Y = [ΔQX / ΔPY] • [PY / QX ]
Если товары X и Y являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности является положительным числом, так как, например, при росте цены одного товара его можно заменить другим, более дешевым. При росте цен на масло, часть потребителей заменяет его более дешевым маргарином. При этом следует отметить, что, чем больше величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости товаров.
Если товары X и Y являются взаимодополняемыми, коэффициент перекрестной эластичности является отрицательным числом. Так с ростом цены автомобилей, спрос на бензин сократится. Чем больше величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров.
Наконец, если товары X и Y являются независимыми, коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.
Перекрестная эластичность спроса может быть симметричной и асимметричной. Если цена шариковых ручек возрастет, возрастет спрос на капиллярные ручки; если возрастет цена капиллярных ручек, в равной степени возрастет спрос на шариковые ручки – это пример симметричной перекрестной эластичности спроса. Если снизится цена мяса, то возрастет спрос на кетчуп; однако, рост цены кетчупа, вряд ли изменит спрос на мясо – пример асимметричной перекрестной эластичности.
Эластичность спроса по доходу.
Доход является не менее значимым фактором, определяющим объем спроса, чем цена. Для того, чтобы определить чувствительность спроса к изменению дохода, рассчитывается коэффициент эластичности спроса по доходу:
EI = [(ΔQ / Q) • 100%] / [(ΔI / I) • 100%] = (ΔQ / ΔI) • I / Q, где I – доход.
Для некоторых товаров коэффициент эластичности спроса по доходу меняет свой знак. В зависимости от этого принято различать товары нормальные (стандартные) и некачественные (низкокачественные).
Некачественными в микроэкономике называют такие товары, которые демонстрируют отрицательную эластичность спроса по доходу (коэффициент эластичности по доходу меньше нуля), т.е. с ростом дохода спрос на них падает.
Нормальными является те товары, спрос на которые с ростом дохода возрастает (коэффициент эластичности по доходу – положительное число). Выделяют три группы нормальных товаров:
товары первой необходимости – спрос на них растет медленнее, чем растут доходы, а коэффициент эластичности по доходу равен: 0 < EI < 1;
товары второй необходимости – спрос на них растет в той же мере, что растет доход, коэффициент эластичности EI = 1;
предметы роскоши – спрос на них растет быстрее, чем растут доходы, коэффициент эластичности EI > 1.
Между коэффициентами прямой, перекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу существует взаимосвязь: их сумма равна нулю.
Эластичность предложения.
Эластичность предложения – степень изменения величины предложения в ответ на изменение цен в процентном выражении.
Коэффициент эластичности предложения рассчитывается аналогично коэффициенту ценовой эластичности спроса по формуле:
ES = (ΔQ / Q) / (ΔP / P) = (ΔQ / ΔP) • (P / Q).
Коэффициент эластичности предложения всегда является положительным числом, т.к. цена и величина предложения – равнонаправленные величины.
Также как и спрос, предложение может быть эластичным по цене, неэластичным, абсолютно эластичным, абсолютно неэластичным или единичным эластичным. Решающим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени: чем более длительный временной интервал имеется у производителя, тем в большей степени величина предложения может изменяться в зависимости от цены.
P S2 S1
Q
Рис. 22 – Эластичное и неэластичное предложение
При «жестких» технологиях, а также в текущем и краткосрочном периодах предложение неэластично (кривая S2 на рис. 22). При наличии достаточного времени на изменение технологии (долгосрочный период) предложение эластично (кривая S1 на рис. 22).
При абсолютно неэластичном предложении кривая предложения вертикальна (кривая S1 на рис. 23). В этом случае предложение не возрастает, как бы не изменялась цена, т.к. имеется ограниченное количество товара. Например, кривая предложения картины выдающегося художника совершенно неэластична: как бы не возрастала цена, предложение возрасти не может, т.к. существует только одна такая картина. Кривая абсолютно эластичного предложения горизонтальна (кривая S2 на рис. 23). В этом случае существует только одна цена (Р0), но и при этой цене продавцы готовы предложить любое количество товара. Абсолютно эластичное предложение существует лишь гипотетически, в реальной действительности оно существовать не может.
P S1
P0 S2
Q0 Q
Рис. 23 – Абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение
Роль эластичности в распределении налога на потребителей и производителей.
Категория эластичности является фактором, существенно влияющим на распределение налогового бремени. Рассмотрим пример.
S1
Е1 S
P1 T
PE Е
P2
D
Q1 QE
Рис. 24 – Введение товарного налога и равновесие
Первоначальное равновесие на рынке какого-либо товара на рисунке 24 соответствует кривым D и S, равновесной цене РЕ и равновесному объему QЕ. Пусть государство вводит фиксированный налог на единицу товара – товарный налог, например, акциз в размере Т долл.. Теперь производители согласны предложить прежнее количество товара только при условии, если цена товара возрастет на Т. Выручку от продажи товара по прежней цене РЕ получат производители, а излишек продажной цены, равный Т, получит государство. Поскольку это происходит в каждой точке рыночного предложения, первоначальная кривая предложения сместится вверх на величину Т в положение S1. Введение налога, вместе с тем, не меняет то количество, которое покупатели желают приобрести, следовательно, кривая D не смещается.
Таким образом, от введения налога теряют и продавцы и покупатели. Сокращается объем производства и потребления (новый равновесный объем Q1 меньше прежнего QЕ), покупатели платят более высокую цену (новая цена Р1, которую платит покупатель, выше первоначальной РЕ), а продавцы получают более низкую цену (цена Р2, которую получает продавец (с учетом налога), ниже первоначальной). Выигрывает только государство – оно получает разницу между ценами Р1 и Р2.
Теперь разберемся, кто же больше проигрывает от введения налога – продавец или покупатель, т.е. выясним, как распределяется налоговое бремя между ними. Распределение налогового бремени напрямую зависит от степени эластичности товара, на который вводится налог, т.к. зависит от соотношения углов наклона кривых спроса и предложения.
В случае эластичного спроса большая часть налогового бремени падает на продавцов, в случае неэластичного спроса – на покупателей. Это объясняется в первую очередь тем, что в случае эластичного спроса часть спроса при росте цен потребители переключают на товары-субституты, при неэластичном спросе это сделать сложнее.
Напротив, если эластично предложение, большая часть налога выплачивается покупателем, если же предложение неэластично – продавцом. Причина этого заключается в первую очередь в том, что при эластичном предложении проще осуществляется переаллокация ресурсов, т.е. их перераспределение на производство другого товара.
Таким образом, большее налоговое бремя лежится на продавца в случае эластичного спроса и неэластичного предложения. Графически такая ситуация иллюстрируется пологой кривой спроса и крутой кривой предложения. Большее налоговой бремя несут покупатели, если спрос неэластичен, а предложение эластично, что на графике означает крутую кривую спроса и пологую кривую предложения.
- Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
- Isbn 9965-794-30-8 содержание
- Введение
- Вопросы и задания.
- Основы теории спроса и предложения.
- 3. Рыночное равновесие.
- 4. Государственное регулирование цен.
- Вопросы и задания.
- Эластичность спроса и предложения. Влияние налогов.
- Вопросы и задания.
- Теория потребительского Поведения.
- 1. Кардиналисткий и ординалистский подходы к определению полезности.
- 2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
- 3. Бюджетное ограничение потребителя.
- 4. Равновесие потребителя.
- Вопросы и задания.
- Сравнительная статика и анализ спроса.
- 1. Кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля. Кривая «цена-потребление».
- 2. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого.
- 3. Изменение благосостояния. Индексы реального дохода.
- Вопросы и задания.
- Предложение труда и капитала домохозяйствами.
- Рынок ресурсов
- Рынок товаров и услуг
- Вопросы и задания.
- Теория производства.
- 2. Изокванта. Норма технологического замещения.
- 3. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба.
- Вопросы и задания.
- Издержки производства.
- 2. Издержки производства в краткосрочном периоде.
- 3. Издержки в долгосрочном периоде.
- 4. Равновесие производителя. Изокоста.
- Вопросы и задания.
- Максимизация прибыли конкурентной фирмы.
- Вопросы и задания.
- Монополия и Монопсония. Рыночная власть.
- Вопросы и задания.
- Монополистическая конкуренция.
- Вопросы и задания.
- Олигополия
- Вопросы и задания.
- Рынки факторов производства.
- Вопросы и задания.
- Общее равновесие.
- Вопросы и задания.
- Внешние эффекты - Экстерналии.
- Вопросы и задания.
- Общественные блага.
- Вопросы и задания.
- Рынки с асимметричной информацией.
- Вопросы и задания.
- Список рекомендуемой литературы