logo
Микроэкономика Тема 8,9,10 / пособие КСС

Вопросы и задания.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте олигополистический рынок. В чем заключается его специфика?

2. Приведите классификацию моделей олигополии.

3. Охарактеризуйте различные модели олигополии. Какие стороны олигополистической конкуренции отражает каждая их них?

4. Что такое ценовая дискриминация? Объясните суть неценовой конкуренции.

Задачи, упражнения, тесты

1. В чем сходство рынка монополистической конкуренции и олигополии?

а) отсутствуют барьеры для вступления на рынок

б) фирмы характеризуются стратегическим поведением

в) действует незначительное число конкурентов

г) фирмы обладают рыночной властью

2. Взаимодействие двух фирм можно классифицировать как дуополию

Курно, если:

а) фирмы считают, что соперник будет проводить политику поддержания цены

б) каждая фирма полагает, что конкурент всегда будет удерживать свой выпуск неизменным

в) фирмы выбирают объем производства на совместной основе

г) все перечисленное верно

3. Согласно теории игр процесс принятия решений олигополистами предполагает, что:

а) фирмы оценивают и анализируют результат любой стратегии для каждой реакции конкурента

б) фирмы не учитывают реакцию соперника на свои действия

в) фирмы всегда полагают, что соперник выберет аналогичную стратегию

г) все ответы не верны

4. Кривая рыночного спроса в модели Курно задана уравнением Р=200-Q. Предельные издержки фирмы А равны 30 для каждого объема выпуска.

Ответьте на следующие вопросы:

а) Если фирма В производит 50 единиц продукции, то каким должен быть объем производства фирмы А, чтобы обеспечить ей максимальную прибыль?

б) Если фирма А считает, что объем производства фирмы В составит 60 единиц, как измениться ее собственный выпуск?

5. Функция предельного дохода фирмы - ценового лидера: MR=9-q. Функция предельных издержек: MR=1+q. Кривая предложения остальных фирм отрасли: Sn=2+2q. Определите отраслевое предложение.

6. Известны функции спроса на продукцию двух фирм-олигополистов: Q1=20-3P1+2P2 и Q2=20-3P2+2P1, а также их валовые издержки: ТС1=3Q1 и TC2=3Q2. Каждая из фирм должна выбрать одну из альтернативных ценовых стратегий: оставить существующую цену в 10 долл. или снизить ее до 8 долл. с целью завоевания рынка. Решите задачу, используя методологию теории игр.

7. Олигополистический рынок представлен двумя фирмами. Прибыль каждой из них зависит не только от собственных решений, но и от решений конкурента. При этом каждая из фирм выбирает одну из двух возможных стратегий – снизить цену или оставить ее неизменной – не зная реакции конкурента. Матрица возможных результатов представлена в таблице (первая цифра-прибыль первой фирмы, вторая – прибыль второй фирмы при выборе соответствующей стратегии):

Фирма 1

Ценовая стратегия

Фирма 2

Снизить цену

Не снижать цену

Снизить цену

(10,10)

(18,5)

Не снижать цену

(5,18)

(14,14)

Какой ценовой стратегии скорее всего будут придерживаться фирмы и почему? Обеспечат ли они при этом максимальную прибыль?

8. Функции издержек трех фирм, образовавших картель, представлены в таблице:

Q

Общие издержки

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

0

20

25

15

1

25

35

22

2

35

50

32

3

50

80

47

4

80

120

77

5

120

160

117

Если картель примет решение производить, допустим, 11 единиц продукции, как производство этого объема продукции будет распределено между тремя фирмами, если они стремятся к минимизации затрат?