Теория производства.
Производство и технология. Производственная функция.
В предыдущих темах мы анализировали поведение потребителя как субъекта рыночных отношений. Приступим к анализу поведения другого их участника – производителя. Посвященная этому микроэкономическая теория получила название теории производства (теории фирмы). Методологически теория производства схожа с теорией потребления, однако принципиальное ее отличие заключается в том, что природа исследуемых категорий не субъективно-психологическая, а объективная.
Итак, основным субъектом, деятельность которого изучается в теории производства, является производитель. Конечно, в роли производителя может выступать некое частное лицо, однако в микроэкономике под производителем понимается, как правило, фирма.
Фирма (от итал. firma – подпись) – согласно общепринятому определению участки сознательной иерархической координации (кооперации) между людьми в сфере бессознательного спонтанного рынка. С другого ракурса фирма представляет собой организацию, осуществляющую коммерческую деятельность с целью получения прибыли. С юридической точки зрения фирма есть хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и имущественными правами, которые позволяют ей заниматься хозяйственной деятельностью под свою имущественную ответственность. Таким образом, так же как и в случае с рынком, существует множество определений фирмы. Ею может быть как мелкое предприятие (с численностью работающих несколько человек), так и многомиллионная корпорация, имеющая филиалы по всему миру. Сегодня в мире насчитывается более 40 млн. фирм, большая часть из которых относятся к сфере малого и среднего бизнеса.
Исходным пунктом деятельности фирмы выступает процесс производства. Производство – процесс преобразования ресурсов в экономические блага, прямо или опосредованно служащие удовлетворению потребностей. Ресурсы, вовлеченные в производство, принимают форму факторов производства, которые были разделены неоклассиками в четыре основные группы:
земля – естественные природные ресурсы
труд – умственные и физические способности людей, вовлекаемые в процесс производства
капитал - средства производства, непосредственно участвующие в создании стоимости
предпринимательская способность (деятельность) – деятельность по комбинированию и координации остальных факторов производства с целью получения прибыли.
Каждый конкретный процесс производства характеризуется технологией – определенной устойчивой комбинацией факторов. При этом следует иметь в виду, что один и тот же процесс производства может осуществляться с привлечением разных технологий. Технология производства (ее совершенствование) является основным фактором, обеспечивающим эффективное использование ресурсов.
Различают два подхода к определению категории «эффективность», в связи с чем различают экономическую и технологическую эффективность. Технологически эффективным считается тот способ производства, при котором заданный объем выпуска достигается с привлечением меньшего количества хотя бы одного фактора. Экономическая эффективность – более широкое понятие. Экономически эффективным считается то технологически эффективное производство, при котором альтернативная стоимость привлекаемых факторов производства минимальна.
Зависимость между объемом затраченных ресурсов и объемом произведенной в рамках данной технологии продукции показывает производственная функция. В самом общем виде она выглядит следующим образом: Q = f (Х1, Х2, Х3 … Хn), где
Q – объем выпуска;
Х1, Х2, Х3 … Хn – факторы производства.
Все производственные функции обладают общими свойствами, такими как: 1. каждая из них описывает конкретный производственный процесс, изменение технологии меняет вид производственной функции;
факторы производства внутри функции взаимозаменяемы – это один из основных постулатов неоклассической экономической теории;
производственная функция описывает только технологически эффективные комбинации факторов;
производственная функция отражает только максимально возможные значения выпуска.
В теории производства обычно используется двухфакторная производственная функция (функция Кобба-Дугласа), в которой выпуск достигается за счет привлечения двух факторов производства – труда и капитала:
Q = f (L, K), где L – труд; К – капитал.
- Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
- Isbn 9965-794-30-8 содержание
- Введение
- Вопросы и задания.
- Основы теории спроса и предложения.
- 3. Рыночное равновесие.
- 4. Государственное регулирование цен.
- Вопросы и задания.
- Эластичность спроса и предложения. Влияние налогов.
- Вопросы и задания.
- Теория потребительского Поведения.
- 1. Кардиналисткий и ординалистский подходы к определению полезности.
- 2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
- 3. Бюджетное ограничение потребителя.
- 4. Равновесие потребителя.
- Вопросы и задания.
- Сравнительная статика и анализ спроса.
- 1. Кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля. Кривая «цена-потребление».
- 2. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого.
- 3. Изменение благосостояния. Индексы реального дохода.
- Вопросы и задания.
- Предложение труда и капитала домохозяйствами.
- Рынок ресурсов
- Рынок товаров и услуг
- Вопросы и задания.
- Теория производства.
- 2. Изокванта. Норма технологического замещения.
- 3. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба.
- Вопросы и задания.
- Издержки производства.
- 2. Издержки производства в краткосрочном периоде.
- 3. Издержки в долгосрочном периоде.
- 4. Равновесие производителя. Изокоста.
- Вопросы и задания.
- Максимизация прибыли конкурентной фирмы.
- Вопросы и задания.
- Монополия и Монопсония. Рыночная власть.
- Вопросы и задания.
- Монополистическая конкуренция.
- Вопросы и задания.
- Олигополия
- Вопросы и задания.
- Рынки факторов производства.
- Вопросы и задания.
- Общее равновесие.
- Вопросы и задания.
- Внешние эффекты - Экстерналии.
- Вопросы и задания.
- Общественные блага.
- Вопросы и задания.
- Рынки с асимметричной информацией.
- Вопросы и задания.
- Список рекомендуемой литературы