Госбюджет и государственный долг.
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных заказов
Понятие и структура государственного долга
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Долговые обязательства государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.
Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов. С негативными последствиями чрезмерной задолженности Россия в полной мере столкнулась в 90-х годах. Однако, само по себе наличие большого государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Долг многих развитых стран (в том числе США), существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Главный вопрос заключается в эффективности управления этими обязательствами.
Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.
В России государственный долг может существовать в следующих формах:
кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственные ценные бумаги;
договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;
соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России является вид валюты, в котором представлены те или иные обязательства государства. В соответствии с определением, закрепленным в Бюджетном кодексе РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под внутренним долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях).
В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.
Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Основные макроэкономические показатели.
- Роль денежного рынка в модели классического равновесия.
- Общая классическая модель равновесия на макроуровне.
- Кейнсианская критика основных положений макроэкономической теории классической школы. Понятие «эффективного» спроса.
- Потребление и сбережения в кейнсианской теории. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- Спрос на инвестиции. Факторы, влияющие на процесс инвестирования.
- Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- Равновесный объем национального производства (два способа определения) и эффективный спрос в кейнсианской модели.
- Парадокс бережливости. Теория мультипликатора-акселератора.
- Цели и задачи фискальной политики, ее основные инструменты.
- Государственные расходы и налоги.
- Налоговая система, ее элементы. Виды налогов.
- Теория «экономики предложения». Кривая Лаффера.
- Госбюджет и государственный долг.
- 16.Денежная масса и денежные агрегаты.
- 17.Спрос на деньги. Виды спроса на деньги.
- Равновесие денежного рынка и случаи его нарушения.
- Кредитно-финансовая система. Деятельность коммерческих банков.
- Основные цели и задачи Центрального банка.
- Виды и инструменты кредитно-денежной политики.
- Экономический рост: показатели его измерения.
- Факторы экономического роста.
- Теории экономического цикла. Виды циклов.
- Деловой цикл. Фазы делового цикла.
- Полная занятость и безработица. Виды безработицы.
- Методы борьбы с безработицей. Закон Оукена.
- Инфляция в современной рыночной экономике и ее последствия.
- Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса.
- Антиинфляционная политика. Сравнительный анализ кейнсианской и монетаристской антиинфляционной политики.
- Становление и основные этапы развития экономической теории.
- Экономическая мысль Античной Греции и Древнего Рима.
- Научная мысль средневековья: основные представители.
- Меркантилизм: основные черты. Французские и английские меркантилисты: основные отличия.
- Учение физиократов: основные идеи, представители. Ф. Кенэ и его экономическое учение.
- Зарождение классической школы: «трудовая теория стоимости» и «теория ренты» в. Петти.
- Проблемы ценообразования у а. Смита.
- Экономическое учение д. Рикардо: рикардианская школа.
- Экономические взгляды и теории ж.Б. Мальтуса и Дж. С. Милля.
- Дж. Б. Сэй: кризис перепроизводства.
- «Теория стоимости» и «теория ренты» у а. Смита и д. Рикардо.
- Марксистская теория. Историческое значение теории прибавочной стоимости.
- Маржинализм: теория предельных величин. Предшественники маржинализма. Первый этап маржиналистской революции
- Неоклассическое направление: вклад а. Маршалла в экономическую теорию.
- Историческая школа: основные идеи и представители.
- Экономическая теория благосостояния а. Пигу.
- Институциональное направление в экономической науке.
- Технократический институционализм т. Веблена.
- Юридический институционализм Дж. Коммонса.
- Эмпирико-прогностический институционализм у. К. Митчелла.
- Кейнсианская революция: экономическая роль государства.
- Неокейнсианство и неолиберальная концепция.
- 53. Концепция социального рыночного хозяйства фрайбургской школы неолиберализма.
- Монетарная концепция чикагской школы неолиберализма.
- Основная идея и особенности неоклассического синтеза . Самуэльсона.
- Особенности развития экономической науки в России: становление.
- Экономическое учение м.И. Туган-Барановского.
- Математико-экономическое направление в российской экономической мысли.
- Экономическая теория н.Д. Кондратьева.
- Теоретические и методологические позиции в.В. Леонтьева как ученого-экономиста.