Историческая школа: основные идеи и представители.
Историческая школа - направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве. Это направление возникло в противовес неоклассическому. В развитии исторической школы выделяют два этапа ("старая" историческая школа и "новая", которую можно разделить на "молодую" и "юную"):
1) "старая" историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф. Лист, В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебрант;
2) "молодая" историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л. Брентано, Г. Шмоллер;
3) "юная" историческая школа (начало 20-г в.): В. Зомбарт, М. Вебер, К. Бюхер.
1) Экономические взгляды «старой» школы по Фридриху Листу (1789 – 1846):
- для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам;
- задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации;
- богатство нации составляют ее производительные силы;
- выделил три стадии развития производства (земледельческую, земледельческо-промышленную, промышленную);
- защищал государственную политику протекционизма;
- считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.
2) Экономические взгляды «молодой» школы по Луйо Брентано (1844 - 1931):
- экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними;
- справедливость заключается в праве и обычаях (в то время как, по мнению классиков, справедливость устанавливается благодаря конкуренции);
- ученый не признавал математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна.
3) Экономические взгляды «юной» школы по Максу Веберу (1864 - 1920):
- капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства;
- для "экономического человека" характерны трудолюбие, честность, скромность;
- существует связь между религией и экономической организацией общества.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Основные макроэкономические показатели.
- Роль денежного рынка в модели классического равновесия.
- Общая классическая модель равновесия на макроуровне.
- Кейнсианская критика основных положений макроэкономической теории классической школы. Понятие «эффективного» спроса.
- Потребление и сбережения в кейнсианской теории. Предельная склонность к потреблению и сбережению
- Спрос на инвестиции. Факторы, влияющие на процесс инвестирования.
- Взаимосвязь инвестиций и сбережений.
- Равновесный объем национального производства (два способа определения) и эффективный спрос в кейнсианской модели.
- Парадокс бережливости. Теория мультипликатора-акселератора.
- Цели и задачи фискальной политики, ее основные инструменты.
- Государственные расходы и налоги.
- Налоговая система, ее элементы. Виды налогов.
- Теория «экономики предложения». Кривая Лаффера.
- Госбюджет и государственный долг.
- 16.Денежная масса и денежные агрегаты.
- 17.Спрос на деньги. Виды спроса на деньги.
- Равновесие денежного рынка и случаи его нарушения.
- Кредитно-финансовая система. Деятельность коммерческих банков.
- Основные цели и задачи Центрального банка.
- Виды и инструменты кредитно-денежной политики.
- Экономический рост: показатели его измерения.
- Факторы экономического роста.
- Теории экономического цикла. Виды циклов.
- Деловой цикл. Фазы делового цикла.
- Полная занятость и безработица. Виды безработицы.
- Методы борьбы с безработицей. Закон Оукена.
- Инфляция в современной рыночной экономике и ее последствия.
- Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса.
- Антиинфляционная политика. Сравнительный анализ кейнсианской и монетаристской антиинфляционной политики.
- Становление и основные этапы развития экономической теории.
- Экономическая мысль Античной Греции и Древнего Рима.
- Научная мысль средневековья: основные представители.
- Меркантилизм: основные черты. Французские и английские меркантилисты: основные отличия.
- Учение физиократов: основные идеи, представители. Ф. Кенэ и его экономическое учение.
- Зарождение классической школы: «трудовая теория стоимости» и «теория ренты» в. Петти.
- Проблемы ценообразования у а. Смита.
- Экономическое учение д. Рикардо: рикардианская школа.
- Экономические взгляды и теории ж.Б. Мальтуса и Дж. С. Милля.
- Дж. Б. Сэй: кризис перепроизводства.
- «Теория стоимости» и «теория ренты» у а. Смита и д. Рикардо.
- Марксистская теория. Историческое значение теории прибавочной стоимости.
- Маржинализм: теория предельных величин. Предшественники маржинализма. Первый этап маржиналистской революции
- Неоклассическое направление: вклад а. Маршалла в экономическую теорию.
- Историческая школа: основные идеи и представители.
- Экономическая теория благосостояния а. Пигу.
- Институциональное направление в экономической науке.
- Технократический институционализм т. Веблена.
- Юридический институционализм Дж. Коммонса.
- Эмпирико-прогностический институционализм у. К. Митчелла.
- Кейнсианская революция: экономическая роль государства.
- Неокейнсианство и неолиберальная концепция.
- 53. Концепция социального рыночного хозяйства фрайбургской школы неолиберализма.
- Монетарная концепция чикагской школы неолиберализма.
- Основная идея и особенности неоклассического синтеза . Самуэльсона.
- Особенности развития экономической науки в России: становление.
- Экономическое учение м.И. Туган-Барановского.
- Математико-экономическое направление в российской экономической мысли.
- Экономическая теория н.Д. Кондратьева.
- Теоретические и методологические позиции в.В. Леонтьева как ученого-экономиста.