logo
эк теория

Научная мысль средневековья: основные представители.

      Источники экономической мысли Средневековья:

      – в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);

      – в Западной Европе: идеи Августина (354–430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274);

      – в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.): М. Башкин (XVI в.).

      Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.

      Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 -1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала:

      – к осознанному отношению к труду;

      – борьбе с расточительством и жадностью;

      – пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.

      Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь». Экономические воззрения Августина:

      1) вид труда (умственный или физический) не должен влиять ни положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

      2) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

      3) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

      Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В своем основном произведении "Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям. Ключевые догмы Фомы Аквината:

– деньги не могут порождать деньги;

– необходимо сословное деление общества;

– богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

– признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:

– цену, которая сообразна издержкам;

– цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

  1. Yandex.RTB R-A-252273-3
    Yandex.RTB R-A-252273-4