logo
эк теория

Монетарная концепция чикагской школы неолиберализма.

      Монетаризм – главная школа современного неоконсерватизма. Основателем и лидером этой школы является Милтон Фридмен (род. 1912), профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии 1976 г. за разработку монетарной теории.

      Монетарный – значит денежный, т. е. монетаризм предполагает, что рыночная экономика имеет внутренние регуляторы и регулирование должно опираться преимущественно на денежно-кредитные инструменты. Внимание к монетаризму возникло со второй половины 70-х, начала 80-х годов ХХ века, когда обнаружилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои: начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у кейнсиацев наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономический рост, то с середины 70-х гг. на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Таким образом, во второй половине ХХ века в западной экономической мысли соперничают два крупных течения: кейнсианство и неоклассические концепции, в том числе монетарная теория.

      Можно выделить три основные работы М. Фридмена: «Количественая теория денег» (1956), «Капитал и свобода» (1962), «Хозяева своей судьбы» (1980). Все работы проникнуты идеей о том, что из всех социальных систем, наиболее справедливым является общество, основанное на свободе предпринимательства.

      В основе теории монетаризма лежит основное положение теории денег И. Фишера: изменение количества денег, т. е. денежной массы в обращении, ведет к пропорциональному изменению цен. Согласно представлениям моне-таристов инфляция - чисто денежное явление.

       По словам Фридмена, инфляция – это избыток денежной массы, и она всегда связана с ожиданиями в экономике. Именно фридменовская школа разработала политику борьбы с инфляцией, методы которой признаны во всем мире. Борьба против таких бедствий, как массовая безработица и инфляция, была и остается самой актуальной проблемой социально-экономического развития государств с рыночной организацией и, конечно, экономической науки.

  1. Yandex.RTB R-A-252273-3
    Yandex.RTB R-A-252273-4