56.Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
Принимая активное участие в работе системы ООН, Беларусь еще до объявления независимости стала участницей подавляющего большинства международных конвенций, договоров и соглашений. К настоящему времени Беларусью установлены дипломатические отношения со 162 государствами. Беларусью подписано более 3 тыс. международных документов. В республике функционируют 37 посольств, 2 отделения посольств (Швеции и Швейцарии), 1 торговое представительство (КНДР), 9 консульских учреждений и 10 почетных консулов иностранных государств, 12 представительств международных организаций; по совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 82 посла иностранных государств. Беларусь считает приемлемой лишь такую модель международных отношений, которая характеризуется многополярностью, неоспоримым авторитетом международного права, недопустимостью дискриминации и вмешательства во внутренние дела отдельных наций. Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах: - соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; - соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;
- повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов зашиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;
- развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями; - добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях; - приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений; - отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.
Стратегические цели Республики Беларусь на международной арене – защита государственного суверенитета и территориальной целостности; защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются: - содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;
- равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;
- создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
- формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами; - обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей; - содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов белорусов; - содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;
- расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах; - привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь.
Экономическая интеграция Беларуси и России.
За более чем десятилетний период после подписания Договора о создании Союзного государства Беларуси и России (декабрь 1999 года), а затем формированием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана между субъектами хозяйствования двух стран достигнут высокий уровень промышленной кооперации совместных производств, реализации других проектов в торгово-экономической и научно-технической сферах, заметно увеличение взаимного товарооборота.
За период с 1995 по 2008 год объем взаимной торговли увеличился в 7 раз. Двухсторонний товарооборот достиг рекордного уровня в $31,4 млрд. Тем не менее, по итогам прошлого года Россия уверенно держит первое место в рейтинге основных торговых партнеров Беларуси.
Перспективы. Действительно, с учетом создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана у белорусских и российских производителей одна задача – совместный выход на внешние рынки с конкурентоспособной высокотехнологичной продукцией, загрузка производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест. С участием российских и белорусских предприятий зарегистрированы и активно действуют шесть крупных финансово-промышленных групп — «БелРусавто», «Межгосметиз», «Формаш», «Электронные технологии», «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».
- 2.Характерные черты национальной экономики
- 3)Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
- 4)Основные макроэк. Показатели национальной экономики. Система национальных счетов.
- 8)Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.
- 9)Природно-ресурсный потенциал национальной экономики.
- 10) Демографический и трудовой потенциал национальной экономики.
- 11. Научный, научно-технический и инновационный потенциал рб.
- 12. Производственный потенциал национальной экономики
- 13. Инвестиционный капитал национальной экономики
- 14. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики
- 15. Экологический потенциал национальной экономики
- 16. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 17. Факторы экономического роста
- 18. Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития: общая характеристика
- 19. Индикаторы устойчивого развития социальной сферы
- 20. Индикаторы устойчивого экономического развития
- Вопрос 21. Отраслевая структура нэ и формирование хоз-х комплексов.
- Вопрос 22. Структурный анализ промышленного комплекса.
- Вопрос 23. Топливно-энергетический комплекс.
- Вопрос 24. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность.
- Вопрос 25. Металлургическая промышленность.
- Вопрос 26. Химическая и нефтехимическая промышленность.
- Вопрос 27. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
- Вопрос 28. Легкая промышленность.
- Вопрос 29. Агропромышленный комплекс: общая характеристика
- Вопрос 30. Сельское хозяйство
- Вопрос 31. Строительный комплекс
- Вопрос 32. Транспорт и связь
- Вопрос 33. Комплекс социально-культурных отраслей
- Вопрос 34. Социально-потребительский комплекс
- Вопрос 35. Региональные социально-экономические комплексы
- 36. Проблемы перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике
- 37. Основные черты социально ориентированной рыночной экономики
- 38. Предпосылки построения перспективной модели экономики
- 39. Рыночные институты и рынок факторов производства
- 40.Рынок труда
- 41. Рынок капитала: состояние и тенденции развития
- 42. Валютный рынок
- 43. Фондовый рынок
- 44. Товарные рынки
- 45. Проблемы развития предпринимательства: общая характеристика
- 6)Бюрократические и юридические проволочки
- 7) Недостаток знаний и предпринимательских навыков.
- 46. Преобразование форм собственности
- 47. Типы хозяйствующих субъектов
- 49. Демонополизация и развитие конкуренции.
- 50. Государственное и частное предпринимательство
- 51. Структурная трансформация нэ: цели, принципы, механизмы
- 52. Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления
- 53. Система прогнозирования и планирования национальной экономики
- 54. Финансово-кредитная система государства.
- 55. Социальный императив государственного регулирования экономики
- 56.Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
- 57. Глобализация мировой экономики и национальная безопасность
- 58. Экономическая безопасность как система: институциональные основы экономической безопасности