47. Типы хозяйствующих субъектов
коммерческих и некоммерческих организаций.
Коммерческие – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, крестьянские/фермерские хозяйства).
Некоммерческие – организации, не ставящие целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные или религиозные учреждения), создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность в той степени, в какой она необходима для уставных целей.
Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным фондом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного и коммандитного товарищества; хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.
Полным называется товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Коммандитным – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное двумя или большим количеством лиц общество, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, свеянных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – учрежденное с двумя или большим количеством лиц общество, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами.
Акционерное общество (АО)– общество, уставной фонд которого разделен на определенные акции. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество (ОАО)– общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, установленных законодательством.
Закрытое акционерное общество (ЗАО)– общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров ограниченному кругу лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленного законодательством.
Производственный кооператив (артель) – коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива и нести субсидиарную ответственность по его обязательствам в равных долях в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного в данной организации годового дохода.
Унитарное предприятие (УП)– коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками. Форму унитарных могут иметь государственные (республиканские или коммунальные) либо частные предприятия.
48. Реструктуризация предприятий – структурная реорганизация, управленческая и финансовая адаптация к успешной работе в рыночных условиях.
Пассивная реструктуризация – осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности без значительных дополнительных финансовых средств. Она проводится до приватизации.
Активная реструктуризация – за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.
В практике применяют различные варианты реструктуризации: реструктурирование государственных предприятий реального сектора экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций; реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия; реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора.
Условия реструктуризации определены Указом Президента РБ «Об утверждении программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности на 1996 год», ряде постановлений Правительства.
Процесс реструктуризации включает в себя:
Разработку новой стратегии и политики функционирования предприятия в рыночных условиях
Перестройку организационной структуры управления, адекватную новым целям и стратегиям деятельности предприятия
Изменение производственной структуры предприятия, реконструкцию и техническое перевооружение производства, направленные на повышение качества, научно-технического уровня, потребительской привлекательности продукции
Конечной целью этого процесса является адаптация и эффективное развитие предприятия в конкурентной среде.
Важнейшие задачи реструктуризации – снижение энерго- и материалоемкости производств и уменьшение их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ), эффективность которых обуславливается высоким экономическим потенциалом, интеграцией промышленного и финансового капиталов.
- 2.Характерные черты национальной экономики
- 3)Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
- 4)Основные макроэк. Показатели национальной экономики. Система национальных счетов.
- 8)Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.
- 9)Природно-ресурсный потенциал национальной экономики.
- 10) Демографический и трудовой потенциал национальной экономики.
- 11. Научный, научно-технический и инновационный потенциал рб.
- 12. Производственный потенциал национальной экономики
- 13. Инвестиционный капитал национальной экономики
- 14. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики
- 15. Экологический потенциал национальной экономики
- 16. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 17. Факторы экономического роста
- 18. Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития: общая характеристика
- 19. Индикаторы устойчивого развития социальной сферы
- 20. Индикаторы устойчивого экономического развития
- Вопрос 21. Отраслевая структура нэ и формирование хоз-х комплексов.
- Вопрос 22. Структурный анализ промышленного комплекса.
- Вопрос 23. Топливно-энергетический комплекс.
- Вопрос 24. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность.
- Вопрос 25. Металлургическая промышленность.
- Вопрос 26. Химическая и нефтехимическая промышленность.
- Вопрос 27. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
- Вопрос 28. Легкая промышленность.
- Вопрос 29. Агропромышленный комплекс: общая характеристика
- Вопрос 30. Сельское хозяйство
- Вопрос 31. Строительный комплекс
- Вопрос 32. Транспорт и связь
- Вопрос 33. Комплекс социально-культурных отраслей
- Вопрос 34. Социально-потребительский комплекс
- Вопрос 35. Региональные социально-экономические комплексы
- 36. Проблемы перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике
- 37. Основные черты социально ориентированной рыночной экономики
- 38. Предпосылки построения перспективной модели экономики
- 39. Рыночные институты и рынок факторов производства
- 40.Рынок труда
- 41. Рынок капитала: состояние и тенденции развития
- 42. Валютный рынок
- 43. Фондовый рынок
- 44. Товарные рынки
- 45. Проблемы развития предпринимательства: общая характеристика
- 6)Бюрократические и юридические проволочки
- 7) Недостаток знаний и предпринимательских навыков.
- 46. Преобразование форм собственности
- 47. Типы хозяйствующих субъектов
- 49. Демонополизация и развитие конкуренции.
- 50. Государственное и частное предпринимательство
- 51. Структурная трансформация нэ: цели, принципы, механизмы
- 52. Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления
- 53. Система прогнозирования и планирования национальной экономики
- 54. Финансово-кредитная система государства.
- 55. Социальный императив государственного регулирования экономики
- 56.Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
- 57. Глобализация мировой экономики и национальная безопасность
- 58. Экономическая безопасность как система: институциональные основы экономической безопасности