logo
Шпоры нац

44. Товарные рынки

кругооборот товаров в сфере купли-продажи товаров и услуг.

Их цели: удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения; создание условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства собственным производителям; обеспечения положительного внешне торгового баланса.

Для обеспечения целей создается рыночная инфраструктура - совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров, их хранение, сортировку, упаковку и транспортировку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями.

Основными институтами товарных рынков являются товарные биржи и торговые предприятия (оптовые и розничные, торговые дома).

В основе формирования и движения товарных ресурсов лежит переход от централизованного распределения к свободной продаже на биржах и ярмарках, развития прямых хозяйственных связей с изготовителями товаров, повышение роли договоров поставки. Правовые основы изменений: «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О защите прав потребителей», «О поставках товаров для государственных нужд», «О стандартизации», «О сертификации продукции, работ и услуг», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», «О рекламе» и т.д.

В результате приватизации доля негосударственного сектора в торговле составила 80%, иностранной - 2%. Появилось множество самостоятельных предприятий, обеспечивающих товародвижение: посреднические организации, складские хозяйства, транспортные системы, информационно-марентинговые службы, банковские и страховые учреждения. Однако их инфраструктура, материально-техническая база пока не отвечают требованиям эффективности торгового рынка. Отсюда - высокий уровень издержек обращения, низкие темпы оборачиваемости капиталов, несовершенство финансово- кредитных отношений.

Важным элементом посреднической деятельности являются биржи. Однако в Беларуси биржи пока не получили должного развития. В начале 90-х гг. было 15 бирж, на сегодня - 2. Сократилось количество брокерских контор.

Доля оптовой торговли составляет 0,8% в ВВП, что крайне недостаточно (в России - 1,5, США - 6,5%). Имеются проблемы и в розничной торговле:

в мелкорозничной торговой сети - узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей, ненадлежащие условия хранения товаров, отсутствие быта для торгового персонала;

группам;

убыточность многих магазинов.

Мероприятия по развитию инфраструктуры товарных рынков:

• создание системы информации о рыночной конъюнктуре;

совершенствование нормативно-правовой базы товарных рынков.