logo
Шпоры нац

4)Основные макроэк. Показатели национальной экономики. Система национальных счетов.

Валовой внутренний продукт (ВВП) ― в рыночных ценах совокупная стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП рассчитывается тремя методами: производственным ― как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением, или как сумму добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики; использования доходов ― как сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта; формирования ВВП по источникам доходов ― как первичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, непосредственно участвующими в производстве, государственными учреждениями и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. ВВП РБ в 2012 – 527385 млрд. руб., на душу населения -55724 тыс. руб. В сопоставимых ценах к прошлым годам ВВП растет ежегодно более десятка лет. ВВП в январе-апреле 2013 г. - 169,5 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-апрелем 2012 г. в сопоставимых ценах на 2,5%. Прогнозом на 2013 год в соответствии с Указом Президента предусмотрен его рост на 8,5%.

Валовой национальный продукт (ВНП) ― совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от нее на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами.

Национальный доход (НД) ― доходы собственников ресурсов от участия в производстве за текущий период, определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства. Он может быть рассчитан по производству (основная часть ВНП после вычета из него амортизации), распределенный (сумма первичных доходов, т.е. заработка, прибыли, ренты, процента, полученных резидентами данной страны), использованный ― произведенный НД за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении (сумма фондов потребления и чистого накопления).

Личный располагаемый доход (ЛРД) ― доходы населения (или домохозяйств), т.е. заработная плата, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета макропоказателей из текущих цен в сопоставимые используются дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ), выражающие относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров, «корзины», за определенный период. Номинальный ВВП, деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли, и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

Система национальных счетов (СНС) возникла в 40-х годах ХХ в. в западных странах в результате интеграции двух направлений исследований: работ в области статистики НД и анализа экономического цикла. Социалистические страны до начала 90-х гг. использовали статистику, основанную на балансе народного хозяйства (БНХ).

СНС в узком смысле охватывает счета по основным показателям экономического развития (ВВП, НД и их компоненты), в широком смысле ― это система экономических расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной СНС приняты следующие группы счетов:

Группа счетов для секторов экономики подразделяется на текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов.

5) Главные макроэкономические пропорции национальной экономики

Если состав компонентов национальной экономической системы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, то отношения между ними, их взаимодействие отражает структура национальной экономики. Структурные соотношения образуют пропорции, поддержание которых на оптимальном уровне в процессе развития является важнейшим системообразующим фактором национальной экономики. Пропорциональность в развитии компонентов экономической системы обеспечивает ее целостность. Пропорциональность — закон развития любой системы (технической, экономической, социальной).

Макроструктура национальной экономики включает комплекс подсистем, компонентов (часть из них описана выше), которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегрируются в различные структурные образования по классификационным признакам: секторному, воспроизводственному, отраслевому, институциональному, социальному и др.

Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов:

• первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);

• вторичного (входят отрасли обрабатывающей промышленности);

• третичного (входят отрасли, производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).

Структурные элементы экономической системы поддерживают необходимые пропорции процесса ее функционирования и развития. Оценка пропорций по критериям оптимальности позволяет судить об эффективности экономической деятельности страны и направленности динамики изменений в экономике.

Главные макроэкономические пропорции складываются на национальном уровне. Они характеризуют движение ВВП и его элементов: расходов на конечное потребление, валового накопления и сальдо внешней торговли. Если оптимальное воспроизводственное соотношение нарушается в пользу, например, конечного потребления, то уменьшаются инвестиции в основной капитал, его обновление, а это чревато отставанием в развитии технологической базы производства, а в перспективе — снижением производственного потенциала, как следствие — конечного потребления.

Принципиально важны для национальной экономики, экономической политики пропорции в структуре производства и структуре потребления, а также между производством и потреблением. Диспропорции, вызываемые «приматом» средств производства в объемах производства, ведут, как показал советский опыт, к снижению уровня жизни народа. Необходимо выдерживать прогрессивную пропорцию в отношении высокотехнологичных отраслей, так как структура экономики «утяжеляется» преобладанием материало- и энергоемких производств. Структура потребления должна последовательно изменяться в направлении рациональных норм потребления товаров, услуг, продуктов питания.

На макроэкономическом уровне важно регулировать соотношение реального и денежного секторов, которые находятся в противоречивом единстве. Недооценка или гипертрофия роли одного из них ведет к развитию структурных диспропорций и падению жизненного уровня населения. Отсюда вытекает необходимость поддержания равновесных соотношений совокупного спроса и совокупного предложения.

Серьезными последствиями для национальной экономики могут обернуться диспропорции в соотношении первичного, вторичного и третичного секторов, а также между производством товаров и производством услуг. Прогрессивной может быть признана лишь та макроструктурная динамика, в которой наращивается доля сферы услуг.

В ходе рыночных реформ жизненно важное значение приобретает необходимость поддержания оптимального соотношения прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре экономики, а также уровней благосостояния различных слоев общества в социальной структуре с целью недопущения глубокой социальной дифференциации.

Указанные макроэкономические пропорции занимают ведущее место в разработке и реализации экономической политики государства. Поддержание их на оптимальном уровне или обеспечение продвижения к нему служат критерием оценки эффективности национальной экономики и системы управления и регулирования экономических и социальных процессов в стране.

6)Типы нац.хозяйственных систем.

Эк-кая модель каждой страны — это рез-т, длит. истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия. Именно поэтому каждая НЭ система уникальна.

Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие эл-ты НЭ, уточнить совок-сть принципов, институтов, форм и мех-змов функц-ния, с тем чтобы с макс. пользой применить их для форм-ния и разв. нац. эк-ки Бел., ее продвижения к рынку.

Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:германскую (широко известная модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование); французскую (известна своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом); итальянскую (ее характерная особенность — кооперативизм); • шведскую (известна как «государство благосостояния»)

Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с бщеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС).

Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая характ-ется интенс. перераспр-ем акционерной собств-сти.

Особое место принадлежит японской экономической моде­ли - социальная организация общества, пре­дусматривающая гармонизацию отношений на всех его уров­нях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни.

Наряду с указ. м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма».

Из привед. выше моделей разв. стран выделить (по критерию «социальности») либеральную, соц. ориентированную и соц-демокр. группы. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга:

  1. структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;

  2. социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика;

  3. участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;

  4. границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении.

Критериями отнесения страновых моделей к той или иной группе выступают их базовые характеристики. В общую совокупность таких характеристик, принципов входят следующие:

-отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с государственной и другими формами собственности;

-уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер;

-границы и методы государственного воздействия на экономику;

-цели и средства проводимой экономической политики;

-формы взаимодействия государства и бизнеса;

-методы регулирования экономических процессов обеспечения устойчивого развития;

-объем и значение государственного сектора в производственном комплексе и др.

7) Макроэкономические и микроэкономические системы национальной экономики

Макроэкономика и микроэкономика, с одной стороны, представляют собой два основных раздела общей экономической теории, а с другой — области хозяйственной деятельности, структурные уровни экономической системы страны.

Если микроэкономика исследует рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаимодействие домашних хозяйств и фирм, то макроэкономика изучает общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Для поддержания равновесия между ними необходим особый субъект — государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим агентом является государство (наличие которого предполагает также и микроэкономика, но далеко не в первой роли).

Действия государства в лице всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), направленные на поддержание стабильного функционирования и развития национальной экономики, называются экономической политикой, важной составляющей которой является макроэкономическая политика.

К макроэкономической системе следует относить:

• по структуре — межотраслевые комплексы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, внешнеэкономический комплекс, финансовую систему, строительство и инвестиции в основной капитал, социальную сферу);

• по целям и функциям — обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рост благосостояния народа, поддержание прогрессивных пропорций воспроизводства, отраслей, технологической, региональной структур экономики;

• по институциональной структуре — создание общенациональных рыночных институтов, совершенствование национального законодательства, внесение в экономическую жизнь рыночных и общечеловеческих ценностей;

• по системе управления — высшие органы государственной власти, министерства, ведомства, концерны межотраслевого характера.

(В системе статистики этот уровень описывается макроэкономическими показателями СНС.)

Микроэкономическая система включает также остальные субъекты национальной экономики, прежде всего фирмы и домашние хозяйства, рынки товаров и услуг, механизмы их функционирования. В совокупности они создают кругооборот товаров и услуг, организуют первичные экономические процессы.

Макроэкономика и микроэкономика, находясь в тесной взаимозависимости, влияют друг на друга в реальной экономической среде. Эта среда формируется, прежде всего, национальным законодательством, регулирующим нормами Гражданского, Налогового, Банковского и других кодексов правовое, институциональное поле, экономическое поведение всех субъектов рынка, прежде всего фирм и домашних хозяйств. В распоряжении государства на макроуровне имеются эффективные инструменты воздействия на их экономическую деятельность (бюджетно-налоговые, денежно-кредитные, валютные, ценовые, таможенные, тарифные и др.), с тем чтобы участники социально-экономических процессов, вырабатывая свои тактику и стратегию на микроуровне, согласовывали их с общенациональными ценностями, целями и программами их достижения. Воздействие на деятельность домашних хозяйств и фирм влияет, в конечном счете, на величину и структуру совокупного спроса и совокупного предложения, поддерживает макроэкономические пропорции. Сигналы с микроуровня также позволяют корректировать макроэкономические факторы (размеры процентных ставок, темпы инфляции, уровень безработицы и др.). Взаимодействие макро- и микросистем имеет общей целью поддержание и оптимизацию параметров устойчивого экономического роста, удовлетворение материальных и духовных потребностей, закрепление нравственных основ общества.