53. Система прогнозирования и планирования национальной экономики
Государственное регулирование экономики Республики Беларусь реализуется через планирование, прогнозирование и программирование экономики. Планирование национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. С точки зрения временного аспекта планы бывают: долгосрочные: планы на период от 15—20 лет - отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения; среднесрочные: срок 3—5 лет - конкретизируют основные направления стратегии; краткосрочные: планы сроком до 1 года - формируются на основе пятилетних планов; оперативные: планы на сутки, неделю и декаду. При осуществлении планирования разрабатывается система планов: на макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы развития отраслей, районов, городов); на микроуровне: планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов. Формы планирования: директивное планирование – форма народнохозяйственного планирования в условиях командной экономики, имеющая обязательный характер исполнения. Реализуется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией. Стратегическое планирование — процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. Индикативное планирование — это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план - прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя: концептуальную часть: концепция социально-экономического развития; прогнозную часть: прогноз социально-экономического развития; планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы. Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, об альтернативных путях его достижения. Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы разрабатываются Министерством экономики совместно с другими министерствами и органами государственного управления. Базируются на информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления. В РБ на различные периоды времени разрабатываются следующие документы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР) на 15 лет - разрабатывается за два с половиной года до начала прогнозируемого периода (основные источники: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, главные приоритеты – «высокий интеллект-инновации-благосостояние». Важнейшие задачи переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества (к примеру, в области государственности – формирование сильного эффективного правового государства, обеспечивающего государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; в области общественного развития – постепенный переход к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами и т.д., в области экономики – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования)). Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период - разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок (используется при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу). Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода. Также система планирования и прогнозирования включает: Гос. программа подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы (Минобразования), Программа "Дороги Беларуси" на 2006-2015 годы (Минтранс), Программа развития железнодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь на 2007-2017 годы (Минтранс), Государственная программа развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 годы и т.д.
- 2.Характерные черты национальной экономики
- 3)Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
- 4)Основные макроэк. Показатели национальной экономики. Система национальных счетов.
- 8)Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.
- 9)Природно-ресурсный потенциал национальной экономики.
- 10) Демографический и трудовой потенциал национальной экономики.
- 11. Научный, научно-технический и инновационный потенциал рб.
- 12. Производственный потенциал национальной экономики
- 13. Инвестиционный капитал национальной экономики
- 14. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики
- 15. Экологический потенциал национальной экономики
- 16. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 17. Факторы экономического роста
- 18. Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития: общая характеристика
- 19. Индикаторы устойчивого развития социальной сферы
- 20. Индикаторы устойчивого экономического развития
- Вопрос 21. Отраслевая структура нэ и формирование хоз-х комплексов.
- Вопрос 22. Структурный анализ промышленного комплекса.
- Вопрос 23. Топливно-энергетический комплекс.
- Вопрос 24. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность.
- Вопрос 25. Металлургическая промышленность.
- Вопрос 26. Химическая и нефтехимическая промышленность.
- Вопрос 27. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
- Вопрос 28. Легкая промышленность.
- Вопрос 29. Агропромышленный комплекс: общая характеристика
- Вопрос 30. Сельское хозяйство
- Вопрос 31. Строительный комплекс
- Вопрос 32. Транспорт и связь
- Вопрос 33. Комплекс социально-культурных отраслей
- Вопрос 34. Социально-потребительский комплекс
- Вопрос 35. Региональные социально-экономические комплексы
- 36. Проблемы перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике
- 37. Основные черты социально ориентированной рыночной экономики
- 38. Предпосылки построения перспективной модели экономики
- 39. Рыночные институты и рынок факторов производства
- 40.Рынок труда
- 41. Рынок капитала: состояние и тенденции развития
- 42. Валютный рынок
- 43. Фондовый рынок
- 44. Товарные рынки
- 45. Проблемы развития предпринимательства: общая характеристика
- 6)Бюрократические и юридические проволочки
- 7) Недостаток знаний и предпринимательских навыков.
- 46. Преобразование форм собственности
- 47. Типы хозяйствующих субъектов
- 49. Демонополизация и развитие конкуренции.
- 50. Государственное и частное предпринимательство
- 51. Структурная трансформация нэ: цели, принципы, механизмы
- 52. Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления
- 53. Система прогнозирования и планирования национальной экономики
- 54. Финансово-кредитная система государства.
- 55. Социальный императив государственного регулирования экономики
- 56.Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
- 57. Глобализация мировой экономики и национальная безопасность
- 58. Экономическая безопасность как система: институциональные основы экономической безопасности