logo
Шпоры нац

Вопрос 34. Социально-потребительский комплекс

Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.

Розничная торговля. Торговля как самостоятельная отрасль нац экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект. Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Продвижение отечественной продукции на внутренний ры­нок определяется углублением интеграции розничной торговли с товаропроизводящими отраслями - предприятиями про­мышленности, сельхозпредприятиями и фермерскими хозяй­ствами по поставке продуктов животноводства и растениевод­ства на взаимовыгодных условиях.

Общественное питание. Это отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специа­лизированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов). Кроме гос и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы обществен­но организованного питания населения в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха. Переход к рыночной экономике сопровождается изменения­ми в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны с увеличением их финансовой самостоятельности, со­вершенствованием методов хозяйствования, появлением сти­мулов к повышению конкурентоспособности.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозя-ого обихода и оказывающие др. бытовые услуги. В стране уменьшается доля услуг по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий, ремонту бытовой аппаратуры, но резко возрастает доля услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, парикмахерских. Экономическая эффективность предприятий бытового облуживания населения зависит от многих факторов.

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в РБ выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, уборку и благоустройство территорий населённых пунктов. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложное разнообразие предприятий, служб, оказывающих и или производящих продукты — всего более 30 видов деятельности. Основным показателем, который характеризует жилищное хозяйство, является наличие жилого фонда.

Распределение розничного товарооборота по формам собственности:

- государственная- 14,5 %

- частная – 81,9 %

- иностранная – 3,6 %

В общем объеме розничного товарооборота продовольственные товары занимают 51,1 %, непродовольственные – 48,9 %.

В условиях развития рыночных отношений число предприятия розничной торговли определяется прежде всего потребнос­тями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ас­сортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источни­ков финансирования (промышленных, совместных, коллектив­ных, частных и иностранных предприятий розничной торгов­ли). В городах, особенно в Минске, строятся гипермаркеты, ко­торые дают новые стимулы развитию отрасли.

На внутреннем рынке страны наблюдаются вместе с тем и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдель­ным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественная продук­ция по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживает конкуренцию с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. В связи с этим на предприятиях роз­ничной торговли растут запасы мехов и меховых изделий, ча­сов, шелковых тканей, одежды, белья и т.д. Многие предприя­тия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров, так как торговые склады, оптовые базы забиты нереализован­ной продукцией. В целом в республике снижается прибыль­ность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.

В перспективе развитие розничной торговли будет направ­лено на стабильное обеспечение различных категорий населе­ния высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассорти­мента отечественной продукции, развитие инфраструктуры то­варных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.

Продвижение отечественной продукции на внутренний ры­нок определяется углублением интеграции розничной торговли с предприятиями товаропроизводящих отраслей — промышленности, сельского хозяйства и фермерскими хозяйствами, осуществляющими поставку продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.

Число объектов общественного питания составило 11,7 тыс.

В июле 2003 г. в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства РБ на период до 2015 года. Для ее реализации необходимы:

В жилищно-коммунальном хозяйстве остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью пред­отвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.