Вопрос 34. Социально-потребительский комплекс
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.
Розничная торговля. Торговля как самостоятельная отрасль нац экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект. Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Продвижение отечественной продукции на внутренний рынок определяется углублением интеграции розничной торговли с товаропроизводящими отраслями - предприятиями промышленности, сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами по поставке продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.
Общественное питание. Это отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов). Кроме гос и кооперативных, частных и иностранных предприятий она включает все формы общественно организованного питания населения в детских дошкольных учреждениях, больницах, домах отдыха. Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны с увеличением их финансовой самостоятельности, совершенствованием методов хозяйствования, появлением стимулов к повышению конкурентоспособности.
Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозя-ого обихода и оказывающие др. бытовые услуги. В стране уменьшается доля услуг по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий, ремонту бытовой аппаратуры, но резко возрастает доля услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, парикмахерских. Экономическая эффективность предприятий бытового облуживания населения зависит от многих факторов.
Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в РБ выделяется реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства, которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, уборку и благоустройство территорий населённых пунктов. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложное разнообразие предприятий, служб, оказывающих и или производящих продукты — всего более 30 видов деятельности. Основным показателем, который характеризует жилищное хозяйство, является наличие жилого фонда.
Распределение розничного товарооборота по формам собственности:
- государственная- 14,5 %
- частная – 81,9 %
- иностранная – 3,6 %
В общем объеме розничного товарооборота продовольственные товары занимают 51,1 %, непродовольственные – 48,9 %.
В условиях развития рыночных отношений число предприятия розничной торговли определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источников финансирования (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий розничной торговли). В городах, особенно в Минске, строятся гипермаркеты, которые дают новые стимулы развитию отрасли.
На внутреннем рынке страны наблюдаются вместе с тем и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдельным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественная продукция по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживает конкуренцию с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. В связи с этим на предприятиях розничной торговли растут запасы мехов и меховых изделий, часов, шелковых тканей, одежды, белья и т.д. Многие предприятия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров, так как торговые склады, оптовые базы забиты нереализованной продукцией. В целом в республике снижается прибыльность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.
В перспективе развитие розничной торговли будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественной продукции, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.
Продвижение отечественной продукции на внутренний рынок определяется углублением интеграции розничной торговли с предприятиями товаропроизводящих отраслей — промышленности, сельского хозяйства и фермерскими хозяйствами, осуществляющими поставку продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.
Число объектов общественного питания составило 11,7 тыс.
В июле 2003 г. в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства РБ на период до 2015 года. Для ее реализации необходимы:
внедрение высокоэффективных, надежных, безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возобновляемых н нетрадиционных источниках энергии;
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды;
совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.
В жилищно-коммунальном хозяйстве остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.
- 2.Характерные черты национальной экономики
- 3)Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
- 4)Основные макроэк. Показатели национальной экономики. Система национальных счетов.
- 8)Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.
- 9)Природно-ресурсный потенциал национальной экономики.
- 10) Демографический и трудовой потенциал национальной экономики.
- 11. Научный, научно-технический и инновационный потенциал рб.
- 12. Производственный потенциал национальной экономики
- 13. Инвестиционный капитал национальной экономики
- 14. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики
- 15. Экологический потенциал национальной экономики
- 16. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 17. Факторы экономического роста
- 18. Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития: общая характеристика
- 19. Индикаторы устойчивого развития социальной сферы
- 20. Индикаторы устойчивого экономического развития
- Вопрос 21. Отраслевая структура нэ и формирование хоз-х комплексов.
- Вопрос 22. Структурный анализ промышленного комплекса.
- Вопрос 23. Топливно-энергетический комплекс.
- Вопрос 24. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность.
- Вопрос 25. Металлургическая промышленность.
- Вопрос 26. Химическая и нефтехимическая промышленность.
- Вопрос 27. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
- Вопрос 28. Легкая промышленность.
- Вопрос 29. Агропромышленный комплекс: общая характеристика
- Вопрос 30. Сельское хозяйство
- Вопрос 31. Строительный комплекс
- Вопрос 32. Транспорт и связь
- Вопрос 33. Комплекс социально-культурных отраслей
- Вопрос 34. Социально-потребительский комплекс
- Вопрос 35. Региональные социально-экономические комплексы
- 36. Проблемы перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике
- 37. Основные черты социально ориентированной рыночной экономики
- 38. Предпосылки построения перспективной модели экономики
- 39. Рыночные институты и рынок факторов производства
- 40.Рынок труда
- 41. Рынок капитала: состояние и тенденции развития
- 42. Валютный рынок
- 43. Фондовый рынок
- 44. Товарные рынки
- 45. Проблемы развития предпринимательства: общая характеристика
- 6)Бюрократические и юридические проволочки
- 7) Недостаток знаний и предпринимательских навыков.
- 46. Преобразование форм собственности
- 47. Типы хозяйствующих субъектов
- 49. Демонополизация и развитие конкуренции.
- 50. Государственное и частное предпринимательство
- 51. Структурная трансформация нэ: цели, принципы, механизмы
- 52. Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления
- 53. Система прогнозирования и планирования национальной экономики
- 54. Финансово-кредитная система государства.
- 55. Социальный императив государственного регулирования экономики
- 56.Внешнеэкономические связи Республики Беларусь
- 57. Глобализация мировой экономики и национальная безопасность
- 58. Экономическая безопасность как система: институциональные основы экономической безопасности