Действующие нормативные базы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
В 2003 году в РФ действуют и могут быть использованы при составлении смет и оплате выполненных работ нормативные базы:
С 01.01.84. ЕРЕР-84 – IV часть СНиП.
С 01.01.91 СНиР – 91
С 01.01.2000 ГЭСН-2001 ГЭСН составляются на основании калькуляции затрат.
МТСН 81-98 – при строительстве объектов за счет средств московского городского бюджета. В соответствии с постановление Госстроя России № 14 от 27.01.03 разрешено использование перечисленных выше первых 3 баз до 01.09.2003. С 2004 г. Планируется использование только базы ГЭСН-2001. В их состав входят:
затраты труда рабочих, занятых на основном производстве, погрузоразгрузочных работах в пределах стройплощадки и внутрипостроечном транспорте (в чел.-ч.)
потребность в строительных машинах и механизмах (в машино-ч.);
расход материалов, изделий и конструкций.
При определении нормы затрат труда в составе ГЭСН используются:
типовые технологические нормы трудовых процессов по видам работ или проекты производства работ;
действующая нормативная база по труду (ЕниР, ВниР, ТНиР и др.), используемая в качестве справочного материала.
Нормы машинного времени принимаются на основании потребности в эксплуатации:
основных машин;
машин, входящих в состав комплекта, использование которых зависит от ведущей машины;
машин, обслуживающих одновременно один или несколько технологических процессов.
При разработке ГЭСН потребность в строительных машинах и механизмах определяется по проекту производства работ или типовым технологическим картам трудовых процессов. При этом в качестве справочного материала могут использоваться сборники СНиР • 91. Потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях определяется на основании сборников нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных и монтажных работ. Перечень действующих сборников приведен в письме Госстроя России от 15.01.98 № ВБ-20-8/12. При отсутствии на отдельные виды работ норм расхода строительных материалов их потребное количество определяется по рабочим чертежам или местным нормам. При применении новых отечественных или импортных материалов их потребность определяется в соответствии с технологическими картами производства работ. В тех случаях, когда технология работ и потребность в ресурсах отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм, разрабатываются индивидуальные ГЭСН в порядке, установленном настоящими Методическими указаниями.Особенностью данного перехода на новые сметные нормы и цены в строительстве является то, что разработка расценок на строительство будет осуществляться на местах силами самих регионов. Для обеспечения организациями-разработчиками единого порядка разработки расценок Госстроем России утверждены Постановлением от 26.04.99 № 30 и введены в действие с 1 мая 1999 г. Методические указания по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы. Сборники ЕР применяются в обязательном порядке для составления сметной документации на строительство объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Они являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории РФ.
Методические указания могут быть использованы также при разработке индивидуальных единичных расценок.
По своему назначению сборники ЕР подразделяются на:
федеральные,
территориальные,
отраслевые.
Федеральные сборники ЕР (далее - сборники ФЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в различных отраслях народного хозяйства. Сборники ФЕР, разрабатываемые в уровне цен для базового района страны (Московская область), утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Они содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемых на территории РФ. Территориальные сборники ЕР (далее - сборники ТЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в конкретном территориальном образовании РФ (регионе). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов РФ, регистрируются в Госстрое России и включаются в перечень действующих нормативных документов в строительстве. Сборники ТЕР, привязанные к местным условиям строительства, используются для составления сметной документации на строительство. Отраслевые сборники (далее - сборники ОЕР), разрабатываемые для специализированного строительства, утверждаются Министерствами РФ, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами после согласования в Госстрое России. Основой для разработки ЕР является ГЭСН или действующие сметные нормативы (ресурсные, СНиР-91 и. т.д.). Размер оплаты труда рабочих принимается в сборниках: ФЕР - по данным статистической отчетности в строительстве за IV квартал 1999 года; ТЕР - по данным статистической отчетности региональных органов статистики за IV квартал 1999 года; ОЕР - по среднеотраслевым статистическим данным за IV квартал 1999 года. Для определения в составе ЕР величины затрат по эксплуатации машин используется сборник СЦ на машины, утвержденный в установленном порядке. Стоимость материальных ресурсов определена в сборниках ФЕР - по базисному территориальному району (Московская область) в уровне сметных цен на 1 января 2000 г., в сборниках ТЕР, ОЕР - по отпускным ценам соответствующего вида "франко" и транспортных расходов, с начислением в установленном порядке наценок снабженческо-сбытовых организаций и заготовительно-складских расходов. ЕР по своему содержанию могут быть как закрытыми, в которых учтены все затраты, связанные с выполнением работ, так и открытыми, в которых стоимость основных материалов подлежит дополнительному учету в составе локальных смет по проектным данным. Решение о разработке открытых или закрытых расценок на определенные виды работ принимается разработчиком по согласованию с заказчиком. Формирование ЕР должно пройти в регионах при участии органов управления, региональных центров по ценообразованию в строительстве, проектных организаций на основе общего методического подхода по структуре и содержательной части. Единство по структуре и методике ТЕР позволит осуществлять экономический анализ в разных регионах, вести статистическое наблюдение за стоимостью строительства, задействовать систему сопоставления индексов в строительстве по отношению к базисному уровню.
ССЦ - Сборник средних цен на основные строительные ресурсы. Выпускается ежеквартально Региональным центром ценообразования в строительстве по Пензенской области. Утверждается Правительством Пензенской области.
1.2. Методическая и нормативная база определения сметной стоимости строительной продукции Для определения свободной (договорной) цены на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база. Основным методическим документом являются Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81–1.99) Госстроя России, в которых даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства и порядок составления сметной документации на строительство. Новая система учета накладных расходов приведена в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81–4.99), введенных в действие постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 76. Принципиально новой является разработка (наряду с укрупненными нормативами по основным видам строительства) нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ в процентах от единой базы — фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов. В документе даны общие положения, методика разработки нормативов накладных расходов и их применение при составлении сметной документации. В приложениях к методическим указаниям подробно приведены состав и структура накладных расходов по элементам затрат. Постановлением Госстроя России от 28.02.01 № 15 приняты и введены в действие с 1.03.01 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81–25.2001). Здесь также немало новых положений, среди которых прежде всего следует отметить введение нормативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов. В практической работе участников строительства весьма полезны «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» (МДС 83–1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.99 № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». В методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. В методических рекомендациях приводятся общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами. Практически ценным является материал приложений к МДС 83–1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации и др.). Отметим также и «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (МДС 81–3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 1.01.00 постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов, освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок эксплуатации строительных машин и механизмов. На основе приведенного в МДС 81–3.99 методического материала можно решить любой вопрос, касающийся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч. Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы данной работы. Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает строительные нормы и правила — СНиП «Сметные нормы и правила», ч. 4, «Государственные федеральные сметные нормативы» (ГФСН) и другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства. Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с определенными правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности. Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметные нормы широко используются также при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР). Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов. Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2). Из рис. 1.2 также видно, что сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные. Вместе со «Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» (СП 81–01–94), содержащим основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные. К элементным сметным нормативам относятся: сметные нормы расхода ресурсов на соответствующие единицы измерения работ в сборниках элементных сметных норм (ЭСН–84), сметных норм и расценок (СНиР–91), показателей ресурсов на строительные работы (ПРС–98 СПб.), государственных элементных сметных норм (ГЭСН–2001) и др.; единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках единых районных единичных расценок (ЕРЕР–84), сметных норм и расценок (СНиР–91), сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03–91), сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР–91р), единичных расценок на строительство (ЕРС–99 СПб.), расценок на монтаж оборудования (РМО), федеральных единичных расценок (ФЕР–2001), территориальных единичных расценок (ТЕР–2001) и др.; сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП IV–4–82), цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04–91), средних сметных цен на основные строительные ресурсы (ССЦ-2003) и др. К укрупненным сметным нормативам относятся: сметные нормативы, выраженные в процентах: нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам строительных и монтажных работ; нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ); сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09–91, ГСН 81–05–01–2001); сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (СНиП 4.07–91, ГСН81–05–02–2001); резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 3.5.9 МДС 81–1.99); укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (сборники и удельные показатели): показатели на виды работ (ПВР); показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР); показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС); показатели стоимости строительства (УПСС); прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС); сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ; ресурсные нормативы (УРН) и показатели ресурсов (УПР); расценки, разработанные до 1.01.91; удельные показатели стоимости строительства в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях (УдПС). Состав сметных нормативов более подробно дан в приложении 1. Сметно-нормативная база в ценах на 1.01.84 включает сборники элементных сметных норм (ЭСН–84), на основе которых разработаны сборники ЕРЕР–84 по видам работ. Данная база, однако, имеет свои недостатки. Во-первых, она составлена на основе устаревших единых норм и расценок (ЕНиР) 1969 г. Во-вторых, в ней отсутствуют затраты труда машинистов и коды ресурсов. Нормативная база в ценах на 1.01.91 (СНиР–91) составлена с использованием данных ЕНиР–87, где затраты труда по сравнению с ЕНиР–69 были снижены в среднем на 5% без существенного изменения технического уровня.
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Составление смет в строительстве требует разработанной и согласованной методической и сметно-нормативной базы. В условиях развития рыночных отношений, начиная с 1992 г., Госстрой России проводил работу по выпуску нормативных документов для определения стоимости строительной продукции: свода правил (СП), руководящих и методических документов в строительстве (РДС, МДС). По мере совершенствования сметного дела Госстрой Российской Федерации постановлением от 08.04.2002 г. № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 01.09.2003 г. отменил сметно-нормативные базы 1984 и 1991 г. и обязал перейти на новую сметно-нормативную базу 2001 г. в ценах по состоянию на 01.01.2000 г.
Основные составляющие современной методической и сметно-нормативной базы определения стоимости строительной продукции показаны, выражаясь инженерным языком, на рис. 1.2
Действующая в настоящее время система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные, отраслевые, территориальные, а также фирменные сметные нормативы и расценки. Основным государственным методическим документом является новая Методика Госстроя России по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004, далее Методика).
Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. вместо Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99) и ряда других МДС и методических указаний.
В Методике даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.
В восьми приложениях к Методике приведен ценный материал по рекомендуемым коэффициентам для учета в сметах влияния условий производства работ, предусмотренных проектами, даны единые образцы (взамен форм) сметных документов, показана расшифровка основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства, уточнены другие вопросы составления смет. Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат по главам 1 и 9, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (приложение 17).
Вместе с тем не все то, что было пересмотрено, есть в новой Методике (в частности, «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).
Госстроем России приняты также новые Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), введенные в действие с 12 января 2004 г. вместо МДС 81-4.99. Методика исчисления сумм накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, естественно, сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупненные, так и по видам работ. В МДС 81-33.2004 дополнительно даны нормативы накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ. Внесены изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат. Все изменения нашли отражение в приложениях 6–8.
Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) сохранились, за исключением материала приложения 3 к ним (нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ), которые с выходом письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 утратили силу.
В настоящее время по нормативам сметной прибыли на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы следует руководствоваться данными документов в приложениях 9, 10, 16.
В практической работе для строителей весьма полезны Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.1999 г. № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». В Методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. В них также приводятся: общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство; база организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях; методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.
Достаточно ценным с практической точки зрения является материал приложений к МДС 83-1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации и др.).
Отметим также Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.1999 г. № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов. Даны рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам. На основе приведенного в МДС 81-3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).
Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы в конце этой книги.
В новой структуре федеральных органов исполнительной власти бывший Госстрой России с 01.12.2004 г. вошел в состав Министерства регионального развития Российской Федерации в качестве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Вопросами ценообразования и сметного нормирования в строительстве занимается соответствующий департамент, а по регионам — региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и комитеты по строительству при администрациях регионов.
Основным нормативным документом в строительстве, как известно, являются СНиП (Строительные нормы и правила) в 4 частях.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч. 4 СНиП — Сметные нормы и правила, Государственные федеральные сметные нормативы и другие нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединенных в различные сборники.
Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затраты труда рабочих в чел.-ч, время работы строительных машин в маш.-ч, потребность в материалах в натуральных показателях), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям (расценкам).
Состав и потребность ресурсов в сметных нормах должны соответствовать современному техническому уровню в строительном производстве, прогрессивным проектным решениям с использованием достижений промышленности строительных материалов. Сметные нормы, как и нормы затрат труда, должны быть технически и экономически обоснованы, отражать реальные условия выполнения работ. Использование сметных норм и расценок начинается в проектных организациях при разработке проектно-сметной документации, проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к соответствующим элементам сметных норм и расценок применяются коэффициенты, приводимые как в приложении 1 МДС 81-35.2004, так и в Общих указаниях к сборникам расценок.
Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2).
Сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные. При этом различают элементные (на единицу измерения ресурсов и работ) и укрупненные (на комплекс работ и относительные показатели в процентах) нормативы. Соответственно составляются единичные (на измеритель работ) и укрупненные (на комплекс работ) расценки.
К действующим элементным сметным нормам относятся:
государственные элементные (ГЭСН-2001);
производственно-отраслевые (ПОСН);
территориальные элементные (ТЭСН);
фирменные (ФСН);
единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001);
сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия, конструкции; цены на перевозки грузов для строительства; средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборники «ССЦ», «Стройка», «Строймаркет» и др.).
К действующим укрупненным сметным нормативам относятся:
относительные сметные нормативы, выраженные в процентах и коэффициентах:
нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам работ;
нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);
сметные нормы затрат на строительство и разборку временных титульных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001, ГСНр 81-05-01-2001);
сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001, ГСНр 81-05-02-2001);
резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 4.96 МДС 81-35.2004);
индексы (коэффициенты) изменения стоимости работ, устанавливаемых к базовому уровню цен;
укрупненные сметные нормативы, расценки и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):
укрупненные показатели на виды работ (УПВР);
укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);
укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС);
прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);
укрупненные сметные нормативы (УСН) и расценки (УР) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;
укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР);
укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства (УР-2001 СПб);
прейскурант на наружные сети водопровода и канализации (ПР-2001 СПб);
укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам (УПБС-2001);
удельные показатели стоимости строительства (УПСС) в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях, например в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) РЦЦС СПб.
Основными элементными сметными нормами являются нормы сборников ГЭСН-2001. Они предназначены для определения состава и потребностей материальных и трудовых ресурсов на измеритель работ. Используются в сметных расчетах ресурсным методом и разработки единичных расценок. ГЭСН-2001 обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В других случаях они могут иметь рекомендательный характер.
Показатели ГЭСН-2001 могут служить основой для разработки производственных норм расхода материалов и их списания.
Состав сметно-нормативной базы 2001 г. в строительстве показан на рис. 1.3. Здесь следует обратить внимание на издание новых сборников на многие виды работ как на федеральном, так и территориальном уровне.
Кроме того, вышли следующие новые указания:
МДС 81-36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы.
МДС 81-37.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на монтажные работы (ФЕРм-2001).
МДС 81-38.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001).
В связи с этим РЦЦС СПб скорректировал Общие указания по применению ТЕР-2001 СПб, ТЕРр-2001 СПб и ТЕРм-2001 СПб, включая размеры коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ.
Положительным моментом в развитии сметно-нормативной базы 2001 г. является разработка территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы (ТЕрр-2001 СПб).
В соответствии с Порядком разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга (ТСН 10-301-2003 СПб) от 07.07.2003 г. РЦЦС СПб разработаны и утверждены приказом Министерства культуры РФ от 01.07.2003 г. № 930 Территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов (ТЕРрр-2001 СПб) в составе 4 томов: от земляных работ до реставрации и воссоздания янтарного набора предметов декоративно-прикладного искусства.
При составлении смет на ремонтно-реставрационные работы используются также нормативы, принятые Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга. Распоряжением от 23.06.2003 г. № 26-р «Об утверждении размеров лимитированных затрат, включаемых в сметную документацию на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов» (приложение 16).
Следует отметить, что новая сметно-нормативная база 2001 г. имеет ряд существенных недостатков. Например, сборники ГЭСН-2001 на 80–90% состоят из норм, разработанных по старым технологиям производства работ. Нормы затрат труда, часовые тарифные ставки и соответственно размеры основной заработной платы в единичных расценках искусственно занижены и не соответствуют рыночным (реальным) показателям. В связи с этим подрядные организации вынуждены требовать от заказчиков соответствующей компенсации по заработной плате. В результате взаиморасчеты заказчика и подрядчика часто осуществляются с нарушениями действующего законодательства и основ сметного ценообразования.
Недостатком сметно-нормативной базы 2001 г. следует также считать отсутствие в ее составе сборников сметных цен на железнодорожные, автомобильные и речные перевозки. Отменив сборники СНиП IV-4-82 сметных цен на перевозки грузов для строительства (ч. I «Железнодорожные и автомобильные перевозки», ч. II «Речные перевозки»), Госстрой России не разработал новые.
При составлении смет можно пользоваться Отраслевым сборником сметных цен на перевозки грузов для строительства (ОССП-2001-1), введенным в действие указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.03.2003 г. № Я-263у. В сборнике приведены сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы, тару, упаковку и реквизит, на перевозку грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, тракторами с прицепами в ценах на 01.01.2000 г.
Перечисление недостатков сметно-нормативной базы 2001 г. можно было бы продолжать… при наличии альтернативной системы сметного ценообразования в строительстве. А уповать на стихию рынка нельзя. Определенное государственное регулирование должно осуществляться, поэтому в реальных условиях надо пользоваться тем, что есть, строго соблюдать действующие правила составления и проверки смет.
- Экзамен по экономике
- Система национальной экономики России. Каркас расселения.
- Структура экономики России [по оквэд]
- Органы управления экономикой России
- Российский бюджет на 2013, 2014, 2015, 2016 годы
- Структура отрасли капитального строительства и ее экономическая основа
- Инвестиционно-строительный процесс и его участники.
- Инвестиционные проекты: понятия, фазы и этапы, разработка концепции.
- Этапы жизненного цикла инвестиционных проектов
- Фазы (стадии) развития инвестиционного проекта и их характеристика. Назначение бизнес-плана
- Национальные инвестиционные проекты России. Их взаимосвязь с отраслью капитального строительства. Национальный проект «Здоровье»
- Национальный проект «Образование»
- Национальный проект «Жильё»
- Национальный проект «Развитие апк»
- Целесообразность и экономическое обоснование инвестиций. Тэо инвестиционных проектов.
- Экономическое обоснование инвестиций
- Технико-экономическое обоснование инвестиций
- Эффект и эффективность инвестиций в инвестиционно-строительных проектах Оценка внешних эффектов проекта
- Общие подходы к определению эффективности инвестиционных проектов
- Эффективность инвестиционного проекта и этапы её оценки
- Основы предпринимательской деятельности в строительстве. Ип, ооо, зао, оао. Имущественное положение предприятия и источники его формирования. Уставной капитал.
- Технико-экономические особенности строительной продукции и строительного производства.
- Формирование оплаты труда в отрасли капитального строительства России
- Мировой экономический кризис и его влияние на развитие отрасли капитального строительства в России
- Проектирование – часть инвестиционно-строительного процесса. Проведение конкурсов, торгов, аукционов для выбора генпроектировщика
- Система формирования нормативов в строительстве и градостроительстве. Их экономическая основа
- 23. Состав проектной документации объектов капитального строительства
- 24. Проектирование особо опасных, технически сложных и уникальных объектов
- 25. Состав и содержание сметной документации в архитектурно-строительном проектировании
- 26. Методическая и нормативная база ценообразования и сметного нормирования в строительстве
- Действующие нормативные базы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
- 27. Определение объемов строительно-монтажных и других работ в проекте
- 28. Сметная стоимость строительства и методические основы определения элементов прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли
- 29. Порядок и методы определения сметной цены строительства. Разработка комплекта сметной документации
- 30. Государственная экспертиза и утверждение проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий
- 31. Экономическое сравнение и выбор проектных решений
- 32. Современные тенденции развития системы проектирования. Компьютеризация проектных работ. Автоматизация расчетов в проектировании
- 33. Участники строительства и их экономические интересы
- 34. Этапы строительного процесса, их экономическая основа Предпроектная стадия
- Разработка проектной документации
- Государственная экспертиза проектной документации
- Разрешение на строительство
- Строительно-монтажные работы
- Подготовка объекта к сдаче и ввод в эксплуатацию
- 35. Заключение договоров в процессе реализации инвестиционно-строительного проекта
- 36. Кредитование строительных организаций
- 37. Понятие экономических ресурсов предприятия
- 38. Характеристика материально-технических ресурсов строительной организации
- 39. Трудовые ресурсы строительных организаций и их использование
- 40. Основы налогообложения строительных организаций
- 41. Себестоимость строительной продукции и пути ее снижения
- Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьшение накладных расходов
- 42. Виды прибыли строительной организации и пути ее увеличения
- 43. Виды и показатели рентабельности строительной организации
- Глава 17. Прибыль и рентабельность в строительстве
- 44. Резервы увеличения эффективности деятельности строительной и проектной организации