logo
2014экономика экз / Lidia_Chudinova

Действующие нормативные базы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

В 2003 году в РФ действуют и могут быть использованы при составлении смет и оплате выполненных работ нормативные базы:

МТСН 81-98 – при строительстве объектов за счет средств московского городского бюджета. В соответствии с постановление Госстроя России № 14 от 27.01.03 разрешено использование перечисленных выше  первых 3 баз до 01.09.2003. С 2004 г. Планируется использование только базы ГЭСН-2001.  В их состав входят:

При определении нормы затрат труда в составе ГЭСН используются:

Нормы машинного времени принимаются на основании потребности в эксплуатации:

При разработке ГЭСН потребность в строительных машинах и механизмах определяется по проекту производства работ или типовым технологическим картам трудовых процессов. При этом в качестве справочного материала могут использоваться сборники СНиР • 91. Потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях определяется на основании сборников нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных и монтажных работ. Перечень действующих сборников приведен в письме Госстроя России от 15.01.98 № ВБ-20-8/12. При отсутствии на отдельные виды работ норм расхода строительных материалов их потребное количество определяется по рабочим чертежам или местным нормам.              При применении новых отечественных или импортных материалов их потребность определяется в соответствии с технологическими картами производства работ.                В тех случаях, когда технология работ и потребность в ресурсах отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм, разрабатываются индивидуальные ГЭСН в порядке, установленном настоящими Методическими указаниями.Особенностью данного перехода на новые сметные нормы и цены в строительстве является то, что разработка расценок на строительство будет осуществляться на местах силами самих регионов.               Для обеспечения организациями-разработчиками единого порядка разработки расценок Госстроем России утверждены Постановлением от 26.04.99 № 30 и введены в действие с 1 мая 1999 г. Методические указания по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы.              Сборники ЕР применяются в обязательном порядке для составления сметной документации на строительство объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Они являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории РФ.

Методические указания могут быть использованы также при разработке индивидуальных единичных расценок.

По своему назначению сборники ЕР подразделяются на:

Федеральные сборники ЕР (далее - сборники ФЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в различных отраслях народного хозяйства. Сборники ФЕР, разрабатываемые в уровне цен для базового района страны (Московская область), утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Они содержат полный набор расце­нок по видам работ, выполняемых на территории РФ.              Территориальные сборники ЕР (далее - сборники ТЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в конкретном территориальном образовании РФ (регионе). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов РФ, регистрируются в Госстрое России и включаются в перечень действующих нормативных документов в строительстве. Сборники ТЕР, привязанные к местным условиям строительства, используются для составления сметной документации на строительство.              Отраслевые сборники (далее - сборники ОЕР), разрабатываемые для специализированного строительства, утверждаются Министерствами РФ, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами после согласования в Госстрое России.              Основой для разработки ЕР является ГЭСН или действующие сметные нормативы (ресурсные, СНиР-91 и. т.д.).              Размер оплаты труда рабочих принимается в сборниках:              ФЕР - по данным статистической отчетности в строительстве за IV квартал 1999 года;              ТЕР - по данным статистической отчетности регио­нальных органов статистики за IV квартал 1999 года;              ОЕР - по среднеотраслевым статистическим данным за IV квартал 1999 года. Для определения в составе ЕР величины затрат по эксплуатации машин используется сборник СЦ на машины, утвержденный в установленном порядке.            Стоимость материальных ресурсов определена в сборниках ФЕР - по базисному территориальному району (Московская область) в уровне сметных цен на 1 января 2000 г., в сборниках ТЕРОЕР - по отпускным ценам соответствующего вида "франко" и транспортных расходов, с начислением в установленном порядке наценок снабженческо-сбытовых организаций и заготовительно-складских расходов.             ЕР по своему содержанию могут быть как закрытыми, в которых учтены все затраты, связанные с выполнением работ, так и открытыми, в которых стоимость основных материалов подлежит дополнительному учету в составе локальных смет по проектным данным. Решение о разработке открытых или закрытых расценок на определенные виды работ принимается разработчиком по согласованию с заказчиком.            Формирование ЕР должно пройти в регионах при участии органов управления, региональных центров по ценообразованию в строительстве, проектных организаций на основе общего методического подхода по структуре и содержательной части.            Единство по структуре и методике ТЕР позволит осуществлять экономический анализ в разных регионах, вести статистическое наблюдение за стоимостью строительства, задействовать систему сопоставления индексов в строительстве по отношению к базисному уровню. 

         ССЦ - Сборник средних цен на основные строительные ресурсы. Выпускается ежеквартально Региональным центром ценообразования в строительстве по Пензенской области. Утверждается Правительством Пензенской области.

1.2. Методическая и нормативная база определения сметной стоимости строительной продукции        Для определения свободной (договорной) цены на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база.        Основным методическим документом являются Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81–1.99) Госстроя России, в которых даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства и порядок составления сметной документации на строительство.        Новая система учета накладных расходов приведена в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81–4.99), введенных в действие постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 76. Принципиально новой является разработка (наряду с укрупненными нормативами по основным видам строительства) нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ в процентах от единой базы — фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов. В документе даны общие положения, методика разработки нормативов накладных расходов и их применение при составлении сметной документации. В приложениях к методическим указаниям подробно приведены состав и структура накладных расходов по элементам затрат.       Постановлением Госстроя России от 28.02.01 № 15 приняты и введены в действие с 1.03.01 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81–25.2001). Здесь также немало новых положений, среди которых прежде всего следует отметить введение нормативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.        В практической работе участников строительства весьма полезны «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» (МДС 83–1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.99 № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».        В методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда.        В методических рекомендациях приводятся общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.        Практически ценным является материал приложений к МДС 83–1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации и др.).        Отметим также и «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (МДС 81–3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 1.01.00 постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов, освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок эксплуатации строительных машин и механизмов. На основе приведенного в МДС 81–3.99 методического материала можно решить любой вопрос, касающийся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч.        Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы данной работы.        Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает строительные нормы и правила — СНиП «Сметные нормы и правила», ч. 4, «Государственные федеральные сметные нормативы» (ГФСН) и другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.        Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с определенными правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности.        Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.        Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.       Сметные нормы широко используются также при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).        Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.        Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2).        Из рис. 1.2 также видно, что сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные.        Вместе со «Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» (СП 81–01–94), содержащим основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.        Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.        К элементным сметным нормативам относятся:        сметные нормы расхода ресурсов на соответствующие единицы измерения работ в сборниках элементных сметных норм (ЭСН–84), сметных норм и расценок (СНиР–91), показателей ресурсов на строительные работы (ПРС–98 СПб.), государственных элементных сметных норм (ГЭСН–2001) и др.;        единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках единых районных единичных расценок (ЕРЕР–84), сметных норм и расценок (СНиР–91), сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03–91), сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР–91р), единичных расценок на строительство (ЕРС–99 СПб.), расценок на монтаж оборудования (РМО), федеральных единичных расценок (ФЕР–2001), территориальных единичных расценок (ТЕР–2001) и др.;        сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП IV–4–82), цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04–91), средних сметных цен на основные строительные ресурсы (ССЦ-2003) и др.       К укрупненным сметным нормативам относятся:        сметные нормативы, выраженные в процентах:        нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам строительных и монтажных работ;        нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);        сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09–91, ГСН 81–05–01–2001);        сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (СНиП 4.07–91, ГСН81–05–02–2001);        резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 3.5.9 МДС 81–1.99);        укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):        показатели на виды работ (ПВР);        показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);        показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС);        показатели стоимости строительства (УПСС);        прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);        сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;        ресурсные нормативы (УРН) и показатели ресурсов (УПР);        расценки, разработанные до 1.01.91;        удельные показатели стоимости строительства в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях (УдПС).        Состав сметных нормативов более подробно дан в приложении 1.        Сметно-нормативная база в ценах на 1.01.84 включает сборники элементных сметных норм (ЭСН–84), на основе которых разработаны сборники ЕРЕР–84 по видам работ.        Данная база, однако, имеет свои недостатки. Во-первых, она составлена на основе устаревших единых норм и расценок (ЕНиР) 1969 г. Во-вторых, в ней отсутствуют затраты труда машинистов и коды ресурсов.        Нормативная база в ценах на 1.01.91 (СНиР–91) составлена с использованием данных ЕНиР–87, где затраты труда по сравнению с ЕНиР–69 были снижены в среднем на 5% без существенного изменения технического уровня.     

   

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Составление смет в строительстве требует разработанной и согласованной методической и сметно-нормативной базы. В условиях развития рыночных отношений, начиная с 1992 г., Госстрой России проводил работу по выпуску нормативных документов для определения стоимости строительной продукции: свода правил (СП), руководящих и методических документов в строительстве (РДС, МДС). По мере совершенствования сметного дела Госстрой Российской Федерации постановлением от 08.04.2002 г. № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 01.09.2003 г. отменил сметно-нормативные базы 1984 и 1991 г. и обязал перейти на новую сметно-нормативную базу 2001 г. в ценах по состоянию на 01.01.2000 г.

Основные составляющие современной методической и сметно-нормативной базы определения стоимости строительной продукции показаны, выражаясь инженерным языком, на рис. 1.2

Действующая в настоящее время система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные, отраслевые, территориальные, а также фирменные сметные нормативы и расценки. Основным государственным методическим документом является новая Методика Госстроя России по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004, далее Методика).

Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004 г. вместо Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99) и ряда других МДС и методических указаний.

В Методике даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.

В восьми приложениях к Методике приведен ценный материал по рекомендуемым коэффициентам для учета в сметах влияния условий производства работ, предусмотренных проектами, даны единые образцы (взамен форм) сметных документов, показана расшифровка основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства, уточнены другие вопросы составления смет. Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат по главам 1 и 9, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (приложение 17).

Вместе с тем не все то, что было пересмотрено, есть в новой Методике (в частности, «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).

Госстроем России приняты также новые Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), введенные в действие с 12 января 2004 г. вместо МДС 81-4.99. Методика исчисления сумм накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, естественно, сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупненные, так и по видам работ. В МДС 81-33.2004 дополнительно даны нормативы накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ. Внесены изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат. Все изменения нашли отражение в приложениях 6–8.

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) сохранились, за исключением материала приложения 3 к ним (нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ), которые с выходом письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 утратили силу.

В настоящее время по нормативам сметной прибыли на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы следует руководствоваться данными документов в приложениях 9, 10, 16.

В практической работе для строителей весьма полезны Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.1999 г. № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве». В Методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. В них также приводятся: общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство; база организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях; методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.

Достаточно ценным с практической точки зрения является материал приложений к МДС 83-1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации и др.).

Отметим также Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.1999 г. № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин и механизмов. Даны рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам. На основе приведенного в МДС 81-3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).

Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы в конце этой книги.

В новой структуре федеральных органов исполнительной власти бывший Госстрой России с 01.12.2004 г. вошел в состав Министерства регионального развития Российской Федерации в качестве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Вопросами ценообразования и сметного нормирования в строительстве занимается соответствующий департамент, а по регионам — региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и комитеты по строительству при администрациях регионов.

Основным нормативным документом в строительстве, как известно, являются СНиП (Строительные нормы и правила) в 4 частях.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч. 4 СНиП — Сметные нормы и правила, Государственные федеральные сметные нормативы и другие нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединенных в различные сборники.

Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затраты труда рабочих в чел.-ч, время работы строительных машин в маш.-ч, потребность в материалах в натуральных показателях), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям (расценкам).

Состав и потребность ресурсов в сметных нормах должны соответствовать современному техническому уровню в строительном производстве, прогрессивным проектным решениям с использованием достижений промышленности строительных материалов. Сметные нормы, как и нормы затрат труда, должны быть технически и экономически обоснованы, отражать реальные условия выполнения работ. Использование сметных норм и расценок начинается в проектных организациях при разработке проектно-сметной документации, проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к соответствующим элементам сметных норм и расценок применяются коэффициенты, приводимые как в приложении 1 МДС 81-35.2004, так и в Общих указаниях к сборникам расценок.

Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2).

Сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные. При этом различают элементные (на единицу измерения ресурсов и работ) и укрупненные (на комплекс работ и относительные показатели в процентах) нормативы. Соответственно составляются единичные (на измеритель работ) и укрупненные (на комплекс работ) расценки.

К действующим элементным сметным нормам относятся:

государственные элементные (ГЭСН-2001);

производственно-отраслевые (ПОСН);

территориальные элементные (ТЭСН);

фирменные (ФСН);

единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), территориальных единичных расценок (ТЕР-2001);

сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия, конструкции; цены на перевозки грузов для строительства; средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборники «ССЦ», «Стройка», «Строймаркет» и др.).

К действующим укрупненным сметным нормативам относятся:

относительные сметные нормативы, выраженные в процентах и коэффициентах:

нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам работ;

нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);

сметные нормы затрат на строительство и разборку временных титульных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001, ГСНр 81-05-01-2001);

сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001, ГСНр 81-05-02-2001);

резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 4.96 МДС 81-35.2004);

индексы (коэффициенты) изменения стоимости работ, устанавливаемых к базовому уровню цен;

укрупненные сметные нормативы, расценки и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):

укрупненные показатели на виды работ (УПВР);

укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);

укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС);

прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);

укрупненные сметные нормативы (УСН) и расценки (УР) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;

укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР);

укрупненные расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства (УР-2001 СПб);

прейскурант на наружные сети водопровода и канализации (ПР-2001 СПб);

укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам (УПБС-2001);

удельные показатели стоимости строительства (УПСС) в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях, например в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) РЦЦС СПб.

Основными элементными сметными нормами являются нормы сборников ГЭСН-2001. Они предназначены для определения состава и потребностей материальных и трудовых ресурсов на измеритель работ. Используются в сметных расчетах ресурсным методом и разработки единичных расценок. ГЭСН-2001 обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В других случаях они могут иметь рекомендательный характер.

Показатели ГЭСН-2001 могут служить основой для разработки производственных норм расхода материалов и их списания.

Состав сметно-нормативной базы 2001 г. в строительстве показан на рис. 1.3. Здесь следует обратить внимание на издание новых сборников на многие виды работ как на федеральном, так и территориальном уровне.

Кроме того, вышли следующие новые указания:

МДС 81-36.2004 — Указания по применению ФЕР-2001 на строительные и специальные строительные работы.

МДС 81-37.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на монтажные работы (ФЕРм-2001).

МДС 81-38.2004 — Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001).

В связи с этим РЦЦС СПб скорректировал Общие указания по применению ТЕР-2001 СПб, ТЕРр-2001 СПб и ТЕРм-2001 СПб, включая размеры коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы при производстве работ.

Положительным моментом в развитии сметно-нормативной базы 2001 г. является разработка территориальных единичных расценок на ремонтно-реставрационные работы (ТЕрр-2001 СПб).

В соответствии с Порядком разработки, согласования, утверждения и введения в действие территориальных строительных норм Санкт-Петербурга (ТСН 10-301-2003 СПб) от 07.07.2003 г. РЦЦС СПб разработаны и утверждены приказом Министерства культуры РФ от 01.07.2003 г. № 930 Территориальные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов (ТЕРрр-2001 СПб) в составе 4 томов: от земляных работ до реставрации и воссоздания янтарного набора предметов декоративно-прикладного искусства.

При составлении смет на ремонтно-реставрационные работы используются также нормативы, принятые Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга. Распоряжением от 23.06.2003 г. № 26-р «Об утверждении размеров лимитированных затрат, включаемых в сметную документацию на ремонтно-реставрационные работы по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов» (приложение 16).

Следует отметить, что новая сметно-нормативная база 2001 г. имеет ряд существенных недостатков. Например, сборники ГЭСН-2001 на 80–90% состоят из норм, разработанных по старым технологиям производства работ. Нормы затрат труда, часовые тарифные ставки и соответственно размеры основной заработной платы в единичных расценках искусственно занижены и не соответствуют рыночным (реальным) показателям. В связи с этим подрядные организации вынуждены требовать от заказчиков соответствующей компенсации по заработной плате. В результате взаиморасчеты заказчика и подрядчика часто осуществляются с нарушениями действующего законодательства и основ сметного ценообразования.

Недостатком сметно-нормативной базы 2001 г. следует также считать отсутствие в ее составе сборников сметных цен на железнодорожные, автомобильные и речные перевозки. Отменив сборники СНиП IV-4-82 сметных цен на перевозки грузов для строительства (ч. I «Железнодорожные и автомобильные перевозки», ч. II «Речные перевозки»), Госстрой России не разработал новые.

При составлении смет можно пользоваться Отраслевым сборником сметных цен на перевозки грузов для строительства (ОССП-2001-1), введенным в действие указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.03.2003 г. № Я-263у. В сборнике приведены сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы, тару, упаковку и реквизит, на перевозку грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, тракторами с прицепами в ценах на 01.01.2000 г.

Перечисление недостатков сметно-нормативной базы 2001 г. можно было бы продолжать… при наличии альтернативной системы сметного ценообразования в строительстве. А уповать на стихию рынка нельзя. Определенное государственное регулирование должно осуществляться, поэтому в реальных условиях надо пользоваться тем, что есть, строго соблюдать действующие правила составления и проверки смет.