logo
5 курсгос регулирование

2. Отношения собственности, как основной объект государственного регулирования экономики.

Любая национальная экономика включает 3 типа экономических отношений:

  1. Технико-экономические отношения, которые определяются уровнем развития производительных сил.

  2. Организационно-экономические отношения, которые связаны с вопросами регулирования экономической жизни.

  3. Социально-экономические отношения, отношения собственности являются основополагающим для первых двух типов.

Собственность – отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ (результатов хозяйственной деятельности) в сферах производства, обмена, распределения и потребления.

Присвоение экономических ресурсов является первичным или определяющим по отношению к присвоению результатов хоз. деятельности.

В любом гос-ве отношения соб-ти являются основой эк.системы, юридически регулируются законом и позаконными актами, Конституцией РФ.

Отличительной чертой эк.агентов является принятие и реализация самостоятельных решений хоз.деятельности. К эк.агентам относятся:

Некоторые эк.агенты только потребляют эк.блага, а некоторые производят и потребляют. Положение и роль каждого эк.агента определяется его отношением к факторам производства.

Одни эк.агенты располагают капиталом, поэтому обладают эк.властью, определенной формы хоз.деятельности, участвуют в управлении, занимаются предпринимательством, могут получать прибыль. Другие не располагают капиталом, собственной рабочей силой, поэтому их возможности влияния на распределение доходов минимальны.

Основными эк.агентами являются предприятия, которые различаются по формам соб-ти, размерам и масштабам, видам производственной деятельности.

Для административно-командной системы было характерно 2 формы соб-ти: - государственнвя и кооперативная. В рыночной эк-ке: частная, государственная и смешанная.

Регулирование отношений соб-ти в рыночной эк-ке заключается в:

  1. разработке и поддержании законодательной базы соб-ти;

  2. обеспечении неприкосновенности частной и др. форм соб-ти частных эк. агентов;

  3. управлении государственной и муниципальной соб-тью;

  4. участии в управлении смешанными предприятиями и повышением прибыли;

  5. определении оптимальных пропорций различных форм соб-ти на различных этапах развития эк-ки.

Главным направлением регулирования в отношениях форм соб-ти в переходный период является приватизация – продажа или безвозмездная передача государственной соб-ти в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4