Часть третья
СВИДЕТЕЛЬСТВО КОНКРЕТНОЙ ИСТОРИИ
Познания отрицательные необходимы, но не как цель познания, а только как средство; они очистили нам дорогу к храму мудрости, но у входа его должны были остановиться. Проникнуть далее 'предоставлено философии положительной, исторической, для которой только теперь наступает время; ибо теперь довершено развитие философии отрицательной и логической.
И. В. Киреевский. Девятнадцатый век.
После того как мы сначала критически рассмотрели некоторые концепции развития Востока, а затем выяснили их происхождение, остается установить, в какой мере эти концепции соответствуют накопленным современной наукой данным о докапиталистической истории Востока. Ведь только обращение к конкретному материалу вправе вынести последний приговор тем или иным гипотезам. Однако для вынесения такого приговора, для обобщений на уровне той «философии положительной, исторической», о которой мечтал когда-то И. В. Киреевский, необходимы усилия многих исследователей, сравнение результатов работы целых школ.
Главная трудность—в безбрежности материала: фактически приходится иметь дело со всей мировой историей — от неолита до крушения колониальной системы,— хотя ключевой пункт проблемы лежит, несомненно, в области древней и раннесредневековой истории.
Сведения же, особенно социально-экономического характера, об этих периодах малочисленны и распределены во времени крайне неравномерно; выводы поэтому могут в большинстве случаев носить только предварительный характер. Тем не менее есть вещи, установленные к настоящему времени вполне определенно.
Значительные трудности порождаются, наконец, сложнейшим переплетением взаимовлияний передовых и отсталых обществ и общественных структур — фактором, который затрудняет подчас выделение основных внутренних закономерностей. Обратимся поэтому прежде всего к примеру тех стран, история которых долгое время протекала относительно изо-
198
лированно. Тезис об относительной изоляции применим в разной степени к ряду цивилизаций, не имевших (по крайней мере до конца средних веков) тесного контакта с ближневосточным и средиземноморским мирами, цивилизации которых уже во II тысячелетии до н. э. находились между собой в постоянном общении.
К странам относительно изолированного развития в древности и средневековье следует отнести в первую очередь Китай, в несколько меньшей степени — Индию; позже к ним добавляются раннеклассовые государства обособленных тропических районов Африки, Южной Азии (Камбоджа), Америки (от Мексики до Перу), Океании. По-видимому, общие внутренние закономерности, если они существуют, должны были как-то проявиться в истории каждого из этих, оторванных друг от друга и от остального цивилизованного мира государств.
В изложении постараемся опираться лишь на бесспорные свидетельства, а не на — часто убедительно не обоснованные—выводы («феодализм», «не феодализм», «частная собственность», «отсутствие частной собственности», «рабы», «ни в коем случае не рабы») тех или иных авторов. В этой части работы нас пока интересует первозданная историческая действительность, а теоретические выводы из нее мы сделаем позже.
- Введение
- Часть первая
- Критика «пятичленной» схемы
- Вариант первый: азиатский способ производства — основа особой формации
- Вариант второй: азиатский способ производства — смешение феодального и рабовладельческого начал
- Вариант третий: нет азиатского способа производства, есть феодализм
- На пороге «рабовладельческой» концепции
- Часть вторая к истории вопроса
- Гипотеза Бернье — Монтескье
- Открытие общины т. Манро
- Немецкая философия истории (XVIII — начало XIX в.)
- Проблема общины: от и. В. Киреевского и а. Гакстгаузена до м. М. Ковалевского и л. Г. Моргана
- К.. Маркс и ф. Энгельс об азиатском способе производства
- Развитие взглядов к. Маркса и ф. Энгельса в 70—80-е годы.
- Наука конца XIX — начала XX в.
- Социал-демократические теоретики
- В. И. Ленин об общественных отношениях стран Азии и Африки
- Дискуссии 20—30-х годов и концепция в. В. Струве
- Современная буржуазная наука
- Канун новой дискуссии о докапиталистических формациях
- Часть третья
- Докапиталистический Китай: отношения собственности
- Докапиталистический Китай: «тайна» шэньши
- Докапиталистический Китай: два этапа или один?
- Обращение к конкретному материалу сторонников «феодализма в древности»
- Сравнение Китая с Индией и Камбоджей
- Страны, самостоятельное развитие которых было прервано на первом этапе
- Магистральная дорога всемирной истории
- Обращение к конкретной истории сторонников «азиатской» гипотезы
- Вопрос о терминах
- Заключение