logo
Конспект лекций / 2

75. Виды розничной торговли в зависимости от места торгового обслуживания покупателя

Традиционным основанием классификации видов розничной торговли является место торгового обслуживания покупателя, и по этому основанию выделяют:

  1. торговлю по местонахождению торгового объекта

  2. торговлю по местонахождению покупателя

1. по местонахождению торгового объекта (для РФ – традиционно)

торговый объект– имущественный комплекс, используемый продавцом для осуществления розничной торговли. И в зависимости от того, насколько постоянно он находится в конкретном месте и что именно он собой представляет (здания, транспорт, строительство)выделяют:

а) торговлю через стационарную торговую сеть

б) торговля через передвижную (разводная или разностная торговля)

Торговля через стационарную торговую сеть.

Стационарность предполагает постоянство торгового обслуживания покупателя, т.е. в месте, которое покупателю известно и на котором постоянно или длительное время находится торговый объект без движения. В то же время из объектов стационарной торговой сети можно выделить:

  1. объекты, используемые для обслуживания покупателей внутри помещения (магазины и отдельные виды павильонов, имеющие торговые залы)

объекты, использующие для обслуживания покупателей вне помещения. Киоски, палатки, контейнеры – сооружения легкой конструкции, предлагают узкий ассортимент товаров и меньше удобств.

Продажи через передвижную торговую сеть.

Объектами разностной торговой сети являются – лотки, прилавки, корзины. Объекты развозной сети – автолавки, автофургоны. Автомагазины используются для обслуживания населения в небольших населенных пунктах, а также работников сельского хозяйства.

При продаже товаров на торговом объекте используются различные методы обслуживания покупателей:

  1. Самообслуживание

  2. Метод обслуживания через прилавок

  3. метод открытой выкладки

  4. продажа по образцам

Метод самообслуживания– без продавца. Оплата осуществляется в 1 центре торгового объекта. Применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. (первый магазин в 1915 году в США.

Метод обслуживания через прилавок.

Покупатель не имеет доступа к товару, выбор товара осуществляется через посредника-продавца. Покупатель указывает на тот экземпляр, который ему необходим. Оплата производится в едином кассовом центре или через кассовый аппарат.

Метод открытой выкладки– покупатель выбирает товар и передает его продавцу. Затем оформляется покупка.

2-ой вид розничной торговли – торговля по месту нахождения покупателя.