logo
Экономическая наука

XIII. Планирование. Планы развития предприятия.

Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях, путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Планирование представляет собой не единичный акт, а сложный многофазовый, многозвенный процесс, совокупность последовательных шагов в поисках оптимального решения. Эти шаги могут осуществляться параллельно, но согласованно, под одним общим руководством.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов.

Так как план является перспективным документом, для его разработки сформулированы следующие требования:

- преемственность стратегического и текущего планов;

- социальная ориентация:

- ранжирование объектов по их важности;

-адекватность плановых показателей;

-согласованность с параметрами внешней среды;

-вариантность;

-сбалансированность;

-экономическая обоснованность;

-автоматизация системы планирования;

- обоснованность плановых задач с точки зрения системы прогрессивных технико-экономических нормативов;

- ресурсное обеспечение;

- наличие разработанной системы учета, отчетности, контроля, ответственности за выполнение.

В зависимости от продолжительности планового периода, целей и условий планирования различают три его вида:

-стратегическое (перспективное);

-тактическое (среднесрочное);

-текущее (оперативное).