logo search
13-10-2015_13-23-04 / 3

1. Система плановых документов, подготавливаемых в России и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов.

Основное назначение плановых документов федерального уровня состоитв том, чтобы обеспечить Правительство РФ, его рабочие органы, органы субъектов Федерации, рядовых граждан и их общественные объединения:

1. Системой научно обоснованных представлений о возможныхнаправлениях социально-экономического развития общества, базирующейся на законах рыночного хозяйства.

2. Системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, путях их достижения.

3. Комплексной системой целевыхориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мероприятий, намечаемых к реализации в тече­ние планируемого периода.

Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки:

а)долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных комплексных прогнозовсоциально-экономического развития;

б) концепции социально-экономического развития страны на средне­срочную перспективу;

в) федеральных целевых программ, предусматривающих решение стра­тегически важных для страны задач, различного временного горизонта.

В соответствии с Российским законодательством все перечисленные плановые документы подлежат опубликованию.

ФЗ № 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок их разработки.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно - технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включаютколичественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно - технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса РФ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываетсяна период не менее трех лет.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.  

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективуразрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективуразрабатывается ежегодно.

Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

Порядок разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.

 В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.

В РФ не сформировано законодательство в части планирования социально-экономического развития. В ФЗ № 115 отсутствуют какие-либо нормы относительно процессов стратегического и индикативного планирования социально-экономического развития. Слово «планирование» встречается в тексте Закона один раз – в названии статьи 5. Но никакого продолжения данное упоминание не получает. В 2012 в соответствии с указом Президента РФ "О долгосрочной государственной экономической политике" Министерством экономического развития РФ подготовлен законопроект "О государственном стратегическом планировании".Законопроект определяет основы государственного стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного стратегического управления и бюджетной политики, полномочия и функции органов государственной власти, субъектов РФ и порядок их взаимодействия с общественными, научными организациями в области стратегического планирования.

Устанавливается, что стратегический прогноз разрабатывается по поручению Президента на 30 лет федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и корректируется каждые 6 лет.

Особенно важно законодательно закрепить роль и функции стратегического планирования социально-экономического развития, показав его соотношение с понятиями «концепция», «программа» социально-экономического развития, «долгосрочная стратегия по отдельным угловым направлениям» (энергетическая стратегия).

Согласно Законопроекту к документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне, относятся:

Предполагается, что документ вступит в силу с 1 января 2014 года.