logo
13-10-2015_13-23-04 / 3

3. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.

Логика взаимодействия фискальной и монетарной политики обусловлена двумя факторами. Во-первых, правительство и центральный банк имеют общие цели, такие как увеличение объема выпуска, снижение уровня инфляции, сокращение объема государственного долга (или накопление стабилизационного фонда), и тому подобное. Государство может стимулировать рост ВВП или добиваться снижения инфляции, используя инструменты как фискальной, так и монетарной политики. Несмотря на то, что в конечном итоге инфляция является монетарным феноменом, причиной высокой инфляции часто является несбалансированность фискальной сферы. При этом высокий уровень инфляции посредством хорошо известных механизмов может воздействовать на реальную экономику, создавая затруднения на пути решения специфических задач фискальной политики. Снижение государственного долга (или накопление стабилизационного фонда) важно не только для правительства, но и для центрального банка, целью которого является обеспечение стабильности на финансовом рынке.

Во-вторых, что не менее важно, правительство и центральный банк связаны друг с другом рядом совместных ограничений. Прежде всего – это консолидированное бюджетное ограничение правительства и центрального банка, которые делят между собой нагрузку по стабилизации государственного долга (за счет излишка бюджета правительства или сеньоража). Еще одно важное соображение заключается в следующем: постановка задачи компромиссного выбора между инфляцией и выпуском определяет необходимость взаимодействия правительства и центрального банка, каждый из которых воздействует на совокупный спрос с помощью собственных инструментов.

Государство, осуществляя политикувоздействия на экономику в целях ее роста, как правило, не ограничивается толькомонетарнымиилифискальнымиметодами. Неизбежно возникает процесс их сложного взаимодействия, особенно в случаях, когда проводимая фискальная политика вызывает дефицит государственного бюджета. Влияние дефицита государственного бюджета на процентную ставку и его потенциальное воздействие на монетарную политику показывает, что органы, проводящие фискальную и монетарную политику, должны координировать свои действия. Только в таком случае может быть обеспечена стабильность экономической системы в целом. Синтез монетарной и фискальной политики называетсястабилизационной политикой.Она поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживает колебания экономики, стимулируя ее в периоды спада и сдерживая в периоды подъема.

Стабилизационная политика включает в себя фискальную и монетарную политику. Первая регулирует налогообложение и государственные расходы, а вторая — предложение денег. Для того чтобы получить ожидаемый эффект от стабилизационной политики, необходимы согласованные действия в обеих ее составляющих при распределении полномочий и ответственности между проводящими ее органами власти. Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйствующих субъектов, а они в свою очередь отражаются на ее результатах. Поэтому осуществляемая политика стабилизации должна быть предсказуема для хозяйствующих субъектов.

Стабилизационная политика проводится путем стратегии активизма.Такой политики придерживаются представители кейнсианского и неокейнсианского направлений. В то же время неоклассики считают ее бесполезной и предлагают установить долгосрочные правила экономической политики, заключающиеся в поддерживании определенного уровня роста денежной массы, дающего стабильность безинфляционного экономического роста, стабильность увеличения номинального национального дохода и сбалансированность бюджета по завершении экономического цикла.

Под стратегией активизма подразумевается активное регулирование рыночной экономики посредством проведения одновременно фискальнойи денежно-кредитнойполитики.При этом она базируется на следующих постулатах: 1) невозможно самостоятельное перемещение экономики в точку долгосрочного равновесия совокупного спроса и совокупного предложения; 2) развитие экономики и последствия применяемойполитикипрогнозируемы; 3) необходима политическая поддержка правительства курса на долгосрочное равновесие экономики.

Последний пункт, как правило, не выполняется, поскольку от проводимой экономической политикизависит популярность власти и ее шансы на выборах. Поэтому правительство сосредоточивает свою деятельность на краткосрочных целях экономическойполитики,оставляя без должного внимания долгосрочную экономическую перспективу. На результаты активистской экономическойполитикиоказывает отрицательное влияние запаздывание принимаемых правительством решений, так называемые временные лаги.

Различают следующие лаги: внутренний — время от появления отклонения до внедрения решений по его ликвидации;распознавания— время от момента появления отклонения до момента осознания необходимости принятия решения;решения — время от момента осознания необходимости принятия решений до его принятия;действия — время от момента принятия решения до момента начала внедрения;внешний— время от начала внедрения решения до появления ощутимого результата в национальной экономике.

Внешний лаг является достаточно продолжительным, причем в монетарной политикеон длиннее, чем вфискальной.При проведениимонетарной политикивнутренний лаг незначителен, так как финансовая информация распространяется быстро и легко доступна, при проведениифискальной политики— весьма значителен, так как, например, принятие решения об отмене или введении того или иного налога осуществляется законодательным путем.Существование временных лагов заставляет проводить экономическую политику на основе прогнозов.При ошибке в прогнозах принимаемые меры могут привести к дестабилизации в экономике. Если отклонения малы и носят временный характер, то активистскую политику лучше не применять.