logo
13-10-2015_13-23-04 / 3

Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Для прогнозирования цен используются следующие методы: 1) методы экспертных оценок:

Индивидуальные: -метод интервью; - анкетирование.

Коллективные: - метод комиссий; - мозговой атаки; - Дельфи.

Наиболее распространенный метод обработки экспертных оценок - метод ранговой корреляции: специалисты дают оценку каждому фактору путем присвоения ему рангового номера. На основе данных анкетного опроса формируется матрица рангов, в которой отражается число специалистов, количество факторов, ранг факторов у определенного специалиста. С помощью определенных преобразований формируется согласованное мнение экспертов. 2) Параметрические модели и методы прогнозирования: основаны на количественной зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд - группа однородной по конструкции и технологии изготовления продукции, которая имеет одинаковое или сходное назначение и различается уровнем потребительских свойств. Выявленные на основе статистического материала количественные зависимости между ценами и параметрами продукции используются для определения цен на ранних стадиях проектирования новой продукции. Наиболее распространенные параметрические методы:

- удельной цены: используется для расчета и анализа затрат и цен товаров, характеризующихся достаточно полно основными параметрами качества (производительность, мощность, емкость). Сначала определяется удельная цена за единицу основного параметра по формуле:

Py=Pa/Pпб, где

Py - удельная цена на единицу основного параметра,

Ра - абсолютная величина действующей цены базового изделия,

Рпб - значение основного параметра базового изделия в соответствующих единицах измерения. Затем рассчитывается цена нового изделия по формуле: Рн=Рy*Опн, где Рн - цена нового изделия, Опн - значение основного параметра нового изделия.

- структурной аналогии: по однотипной продукции на основе статистических данных определяется структу-ра себестоимости по элементам затрат, то есть находится удельный вес материальных затрат, зарплаты… Затем нормативным или другим методом определяется абсолютная величина материальных затрат, зарплаты по новому изделию. После рассчитывается себестоимость нового изделия по следующей формуле: Сн=Мз(Зп)/dм(dмз)*100, где Сн - себестоимость нового изделия, Мз (Зп) - материальные затраты (зарплата) за единицу нового изделия, dм (dз) - удельный вес материальных затрат (зарплаты) в себестоимости по аналогичной группе изделий.

- Агрегатный: цена нового изделия определяет-ся путем суммирования цен отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов и деталей.

- Балловый: цены формируются на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделия для потребителя. При этом выделяются различные параметры (дизайн, экономичность…). Каждому параметру присваивается определенное количество баллов, просуммировав которые, получают оценку изделия. Если отобранные для оценки параметры равнозначны для потребителя, устанавливаются коэффициенты весомости корреляционно-регрессионного анализа.