4. Структура совокупного спроса. Прогнозирование инвестиций. Структура совокупного спроса
Совокупный спрос— это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.
Он имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
1.Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).
2.Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.
Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию. В структуре совокупного спроса можно выделить: C + I + G + Xn.
потребление С— спрос на потребительские товары и услуги;
инвестиции I— спрос на инвестиционные товары;
государственные закупки G— спрос на товары и услуги со стороны государства;
чистый экспорт Xn— разность между спросом иностранцев на отечественные товары (экспортом) и отечественным спросом на иностранные товары (импортом).
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие — более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Следовательно, AD находится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной — от уровня цен.
Процесс прогнозирования спроса включает ряд этапов:
комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;
анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;
выбор методов прогнозирования;
осуществление прогноза спроса;
оценка надежности прогноза;
определение перспектив развития спроса населения;
разработка конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.
Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на статистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда факторов, определяющих спрос.
Для осуществления прогнозных расчетов необходима следующая исходная информация:
сведения о численности населения, половозрастном составе в прогнозном периоде, количестве городских и сельских жителей;
динамика спроса и предложения;
данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления;
балансы денежных доходов и расходов населения;
распределение населения по размеру доходов;
бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников;
данные специальных единовременных выборочных обследований запасов предметов длительного пользования у населения, доходов и расходов;
сведения об индексах потребительских цен (общих и индивидуальных — по конкретным товарам), соотношении внутренних и мировых цен;
данные опроса покупателей с целью выявления их желания в приобретении определенных товаров;
рекомендуемые нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и товаров на душу населения;
изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозном периодах;
доля расходов населения на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные группы товаров в предшествующие периоды.
На начальном этапе прогнозирования выявляются тенденции изменения спроса.
На макроуровне наиболее широкое распространение для прогнозирования спроса получил нормативный метод, предполагающий использование норм потребления продуктов (товаров) на душу населения. При этом в зависимости от прогнозного периода необходимо применять следующие подходы.
При определении спроса на длительную перспективу целесообразно использовать рекомендуемые (рациональные) нормы потребления. Например, рациональная норма потребления мяса и мясопродуктов на душу населения — 82 кг в год. На основе этой нормы и численности населения в стране (регионе) рассчитывается потребность в мясе и мясопродуктах на прогнозный период. Потребности выступают в качестве ориентира для развития производства и разработки мер с целью достижения рациональных норм потребления.
Краткосрочные прогнозы спроса следует строить с учетом корректировки норм потребления. Для этого фактическое потребление на душу населения анализируется по периодам и сопоставляется с рекомендуемыми нормами. Выявляются тенденции потребления продукции, темпы падения или увеличения спроса, причины его изменения.
Затем с учетом влияния факторов, прежде всего изменения доходов населения и потребительских цен, определяется реальное потребление на душу населения в прогнозном периоде.
В рыночной экономике спрос на товары народного потребления формируется под влиянием ряда факторов, поэтому для осуществления прогнозных расчетов рекомендуется использовать многофакторные модели — линейные или нелинейные:
y1 = а1х1t + a2x2t + ...+ аn хnt + b;
y1 = bx1ta1 * x2ta2 *….. * xntan, , где
у — показатель спроса на товар; x1, x2, … хn: — факторы, влияющие на спрос.
С помощью корреляционно-регрессионного анализа устанавливается связь между спросом и факторами, определяются ее форма (линейная, нелинейная) и теснота связи.
Целесообразно разрабатывать несколько вариантов прогнозов спроса на товары народного потребления, отличающихся значениями определяющих их факторов. Сравнение различных вариантов позволяет выбрать тот, который обеспечивает наиболее полное удовлетворение потребностей населения в отдельных товарах.
Прогнозирование спроса можно осуществлять на основе однофакторных моделей. Их целесообразно применять при необходимости учета влияния важнейшего фактора на спрос. Например, при стабильном уровне цен можно определить зависимость спроса на товары от изменения доходов населения.
Спрос на товары народного потребления можно определять с помощью коэффициента эластичности.
Экономический смысл коэффициента эластичности состоит в том, что он является показателем, характеризующим степень изменения (роста или снижения) спроса на 1 % изменения (роста или снижения) фактора. Спрос формируется в основном под влиянием изменения доходов и цен. Кэ показывает, как изменяется спрос в процентах при изменении этих факторов.
Прогноз спроса на каждую товарную группу будет формироваться под влиянием изменения доходов на душу населения.
Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модель поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений, базирующуюся на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей. Модель имеет вид
∑ Yj → max;
∑ PjYj ≤ D;
Qj ≤ Yj ≤ Qj
где Yj — спрос на j-й товар; Pj — цена на j-й товар; D — доходы потребителей; Qj, Qj — нижний и верхний пределы спроса j-го товара с учетом предложения.
При прогнозировании спроса с учетом особенностей товаров могут применяться различные подходы. Так, на товары легкой промышленности спрос определяется в условиях их широкого ассортимента. Разработать прогноз по такому широкому кругу позиций затруднительно, поэтому отдельные позиции необходимо агрегировать. Например, в группе швейных изделий можно выделить модную одежду, рабочую одежду и другие подгруппы. Следует также учитывать сроки износа изделий и обновления гардероба, подразделять товары на группы с учетом половозрастного признака потребителей (например, товары для молодежи, детей, лиц пожилого возраста).
Прогнозы спроса на товары культурно-бытового назначения должны базироваться на числе семей, их обеспеченности этими товарами, покупательских намерениях на приобретение, наличии денежных сбережений, жилищных условиях и т.д.
Общий объем спроса на товары длительного пользования состоит из двух частей: спроса на замену и спроса на расширение парка этих изделий. Спрос на замену можно определить исходя из данных о реализации этих товаров в предшествующие годы и средних сроков их использования в семьях. Согласно статистическим данным, средние сроки службы телевизоров, электропылесосов, часов всех видов, магнитофонов составляют 10 лет, холодильников — 20, стиральных машин — 15 лет.
Прогноз спроса на конкретные виды товаров следует выполнять с учетом данных об изменении доли отдельных товаров в общем объеме товарооборота.
Исходя из прогнозных расчетов спроса определяется структура платежеспособного спроса населения и разрабатывается сводный заказ торговли на производство важнейших товаров народного потребления на плановый период.
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2. Необходимость государственного регулирования социальных и экономических процессов и его главные направления
- 3. Необходимость, предпосылки и основные функции макроэкономического планирования
- 4. Понятие, типы и формы макроэкономического планирования
- Виды (типы) макроэкономического планирования
- Тема 1.2. Методология прогнозирования и стратегического планирования
- 1. Долгосрочное прогнозирование как база стратегического планирования в регулировании экономики
- 2. Методологические подходы в прогнозировании национальной экономики
- 3. Прогнозные показатели, балансы и сценарии
- Тема 1.3. Система планов и прогнозов развития социально-экономической системы
- 1. Система плановых документов, подготавливаемых в России и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов.
- 2. Основные цели, структура и содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации.
- I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.
- Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:
- II. Этапы инновационного развития
- III. Развитие человеческого потенциала
- IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности
- VI. Внешнеэкономическая политика
- VII. Региональное развитие
- VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года
- 3. Организация макроэкономического планирования в рф.
- 4. Система органов исполнительной власти Российской Федерации, занимающихся различными аспектами плановой работы.
- 5. Министерство экономического развития рф. Главные задачи, перечень и содержание основных функций, обеспечивающих решение этой задачи.
- 6. Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации.
- Раздел 2 . Прогнозирование и стратегическое планирование экономических и социальных процессов на макроуровне
- Тема 2.1. Демографическая политика и прогнозирование
- 1. Демографические тенденции в России
- 2. Сущность и содержание демографической политики. Современная демографическая политика Российского государства.
- 3. Система показателей демографического прогноза
- 4. Прогноз общей численности и прироста общей численности населения. Метод «возрастной передвижки».
- 5.Вариантность в демографических прогнозах.
- Демографический прогноз до 2030 года
- 6. Механизмы реализации гипотез о вероятных изменениях уровней рождаемости и смертности
- Тема 2.2. Прогнозирование природно-ресурсного потенциала и природоохранной деятельности
- 1. Экологическая политика государства. Экологическая ситуация в Российской Федерации. Основные рычаги государственного воздействия на процесс рационального природопользования.
- Экологическая ситуация в Российской Федерации.
- Основные рычаги воздействия государства на процесс рационального природопользования
- 2. Прогнозирование состояния природной среды. Основные объекты прогнозирования природопользования. Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
- Основные объекты прогнозирования природопользования.
- Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий.
- Прогнозирование природоохранной деятельности.
- Тема 2.3. Регулирование и прогнозирование научно-технического прогресса
- Показатели, характеризующие нтп
- Последствия нтр:
- Процесс «утечки мозгов». Особенности научно-технической политики:
- Методы прогнозирования и планирования нтп и инновационной деятельности.
- Задачи прогнозирования нтп на различных стадиях его развития.
- Зарубежный опыт прогнозирования и регулирования нтп, возможности его использования в рф.
- 2.4. Планирование и прогнозирование экономического роста и совокупного спроса
- 1. Экономический потенциал общества. Критерии и показатели экономического потенциала: методика расчета и прогнозирования.
- Экономический потенциал
- Показатели экономического потенциала
- Трудовой потенциал
- Научно-технический потенциал
- Экспортный потенциал
- Инвестиционный потенциал
- Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в рф.
- Направления структурной перестройки экономики
- Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.
- Пределы роста, прогнозы «Римского клуба»
- 4. Структура совокупного спроса. Прогнозирование инвестиций. Структура совокупного спроса
- Прогнозирование инвестиций.
- 2.5.Прогнозирование в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах
- Финансовая политика государства: сущность, цели и содержание. Ее роль в регулировании рыночной экономики.
- Сводный финансовый план государства
- Порядок формирования регионального бюджета
- 2. Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- 3. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.
- 4. Анализ динамики цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Характер инфляционных процессов в России. Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам.
- Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам
- 2.6. Регулирование и прогнозирование рынка труда и занятости
- 2. Трудовой Кодекс рф;
- Проблемы современного рынка труда
- Проблемы обеспечения занятости населения, в условиях рыночного хозяйства.
- Методы прогнозирования.
- Модели согласованности динамики вакансий и числа работоспособных.
- Балансовый метод
- 2.7. Регулирование и прогнозирование социального развития общества и уровня жизни
- Социальное развитие общества в условиях рыночной экономики: сущность и содержание.
- Основные инструменты воздействия государства на социальные процессы
- Социальная инфраструктура общества: сущность, структура, роль в повышении уровня и качества жизни
- Уровень и качество жизни населения: сущность, основные компоненты, факторы на них влияющие, показатели, используемые для их характеристики.
- Основы прогнозирования реальной заработной платы и реальных доходов населения.
- Распределительные процессы в теории и российской экономике.Макроэкономическое регулирование распределительных процессов.
- Значение в регулировании уровня и качества жизни «индивидуальных бюджетов населения», «потребительских корзинок», «прожиточного минимума».
- Назначение прожиточного минимума.
- Методы прогнозирования уровня и качества жизни населения.
- Этапы прогнозной работы при прогнозировании уровня жизни
- Баланс денежных доходов и расходов населения (бдрр). Механизм использования бдрр в прогнозировании.