logo
13-10-2015_13-23-04 / 3

Инвестиционный потенциал

Инвестиционный потенциал – все виды вложений капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в эк объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод. Инвестиционный потенциал НЭ характеризуется рядом количественных и качественных показателей.

Количественная характеристика инвестиционного потенциала показывает возможные поступления инвестиций в экономику из основных источников инвестирования, т.е. имеется в виду показатель – общий объем инвестиций в экономику страны.

В РФ инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, в т.ч. собственные средства предприятий, привлеченные средства из них: бюджетные средства, в т.ч.:

Качественными характеристиками инвестиционного потенциала являются:

Воспроизводственная структураинвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения, т.е. инвестиции всего, в т.ч.

Технологическая структураинвестиций в основной капитал. Инвестиций всего, в т.ч.

Возрастная структурапроизводственного оборудования в промышленности.

Износ основных фондов промышленности(в % от общей стоимости на конец года) и др.

В практике социально-экономического прогнозирования и стратегического планирования для количественной оценки эффективности использования экономического потенциала общества применяется система показателей, состоящая из двух подсистем – подсистемы показателей целевой эффективности и подсистемы показателей ресурсной эффективности. К первой подсистеме относятся показатели экономических результатов общественного производства в сопоставлении с численностью населения -–ВВП, ВНП, национальный доход на душу населения, а также показатели объема накопленных материальных ценностей в расчете на душу населения. В подсистему показателей ресурсной эффективности входят соотношения между величиной полученных результатов и массой ресурсов (производительность труда, фондоотдача и др.).

Эффективность общественного производства на уровне национальной экономики прогнозируется в процессе разработки баланса народного хозяйства и межотраслевого баланса. Полученные прогнозные оценки эффективности находят затем применение при составлении прогнозов экономического роста и структурных сдвигов в народном хозяйстве.

При разработке социально-экономических прогнозов на среднесрочную перспективу и подготовке комплексных целевых программ по решению отдельных проблем эффективность рассчитывается также по отдельным отраслям экономики и территориальным единицам.

2. Основные направления структурной перестройки национальных экономик в современном мире: «деиндустриализация», «диверсификация», «интернационализация», «глобализация». Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в Российской Федерации. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.

Деиндустриализация- процесс, через который страна избавляется от устаревших и ресурсозатратных производств, а также модернизирует свою экономику через введение капиталоёмких отраслей. Деиндустриализация экономики многих стран мира связана с тем, что увеличился сектор услуг, а также многие производства были переведены на автоматизированный уровень, что повысило общий уровень жизни населения, а значит, для владельцев предприятий стало выгодно вывести свои предприятия в зоны с более низкой оплатой труда и сырья.

Несмотря на то, что первое приводит к быстрому и значительному росту безработицы, второе способствует развитию не только новых технологий и видов деятельности, но и росту малого и среднего бизнеса, что в свою очередь благоприятно влияет на рост экономики в целом.

Таким образом, старые производства либо модернизируются, либо переносятся в страны, где все еще не произошел переход к постиндустриальной экономике.

Диверсификация- расширение сферы производства или торговли производителем или торговцем за счет включения в нее новых продуктов.Это рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков.

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики. Диверсификация – основа структурной модернизации экономики России

Интернационализацияэкономики- процесс экономического сближения стран современного мира, основанный на углублении связей в производстве, на быстром росте международной торговли и повышении роли внешнего рынка, росте международной миграции капитала, расширении международных связей в банковской и страховой сферах, интернационализации финансовых и фондовых рынков, развитии международной миграции рабочей силы. Интернационализация экономики оказывает большое влияние на международные политические процессы, а также находит отражение в интернационализации науки, образования, культуры. Центральное место в процессах интернационализации занимает интернационализация производства, которая представляет собой установление непосредственных более или менее устойчивых производственных связей между предприятиями различных стран, вследствие чего производственный процесс в одной стране становится частью процесса, протекающего в интернациональном или мировом масштабе.

Глобализациюможно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Профессор социологии Калифорнийского университета (США) М.Кастельс определил глобализацию как «новую капиталистическую экономику», перечислив в качестве основных ее характеристик следующие: информация, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; и она является глобальной.

Глобализацию ряд специалистов представляет как достаточно узкое понятие: процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные.