Последствия нтр:
Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников.
Демографический взрыв.
Рукотворные катастрофы.
2. Научно-техническая политика государства. Научно-технический потенциал России: понятие, современное состояние, проблемы развития. Особенности научно-технической политики. Современное содержание и основные принципы ее формирования в Российской Федерации.
Научно-техническая политика государства – это часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Одной из ведущих функций научно-технической политики является планирование научно-технического прогресса, которое охватывает проведение научных исследований и технических разработок, освоение в производстве новых видов техники и технологии, ввод в действие головных образцов технологического оборудования, финансирование научно-исследовательских работ, подготовку научных кадров и конечные технико-экономические результаты использования достижений науки и техники.
Для современного переходного периода в экономике России характерно засилье на внутренних товарных рынках зарубежных производителей, общая финансовая неустойчивость, нарушение многих критериев экономической безопасности национального хозяйства, серьезные ресурсные ограничения. Учитывая эти особенности, можно конкретизировать цели и задачи российской научно-инновационной политики. Для современных российских условий их можно сгруппировать в 3 блока.
«Первый блоксвязан с сохранением и развитием научно-инновационного потенциала России, с сохранением и умножением традиций, научных, исследовательских и инженерно-конструкторских школ, с их возможностью обеспечить смену технологических укладов в основных сферах жизнедеятельности людей, и главное – обеспечить технологическую безопасность России»
«Второй блокобъединяет цели и задачи, гарантирующие максимальное и наиболее эффективное использование существующего научно-инновационного потенциала для формирования системных преобразующих инноваций-факторов, включающих как новые технические, так и новые технологические комплексы, способствующие развитию единого технологического пространства, как в России, так и в СНГ и создающие научно-производственную базу для воспроизводства конкурентоспособной на мировых рынках продукции, а также для создания безопасной экологической ситуации в стране и реанимации природной среды».1
«В третьем блокеобъединяются задачи по созданию целостной совокупности условий, позволяющих решать проблемы и достигать цели первых двух блоков на непрерывной воспроизводственной основе. В их составе – решение проблем обеспечения инновационной и инвестиционной активности хозяйственных систем всех уровней и, прежде всего, на предприятиях, объединениях и корпорациях, а также создания всех предпосылок для наиболее полного и эффективного использования научно-технологического потенциала страны»
Цели государственной научно-технической политики:
Обеспечение и поддержка прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, увеличение его эффективности и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
Рациональное размещение, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала;
Укрепление обороноспособности страны и обеспечение безопасности личности, общества и государства в целом;
Повышение вклада науки и техники в развитие экономики страны;
Укрепление взаимосвязи образования и науки;
Реализация важнейших социальных приоритетов и задач;
Улучшение экологической обстановки в стране;
Обеспечение защиты информационных ресурсов.
Научно-технический потенциал– совокупность кадровых, материально-технических, информационных, финансовых ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.
Система показателей:
Объем финансирования научного комплекса, в т.ч. за счет средств:
Государственного бюджета;
Организаций предпринимательского сектора;
Внебюджетных фондов;
Иностранных инвесторов.
Количество научных организаций, в т.ч.
Учреждения академического сектора науки.
Организации ВУЗовского и отраслевого секторов.
Конструкторские организации.
Проектные организации.
Научные организации негосударственного сектора.
Уровень развития материально-технической базы (в т.ч. состояние основных фондов).
Численность работающих в сфере науки, в т.ч.
Действительных членов Академии Наук.
Членов-корреспондентов
Докторов наук
Кандидатов наук.
Количество патентов, полученных внутри страны и зарубежом.
Состояние научно-технического потенциала можно оценить комплексным показателем – способностью к инновациям. В нем находят отражение:
Величина всех расходов на НИОКР.
Численность работников занятых в науке.
Количество полученных патентов.
Развитость сферы высшего и послевузовского образования.
5) Степень защиты интеллектуальной собственности.
Проблемы развития научно-технического потенциала в РФ:
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2. Необходимость государственного регулирования социальных и экономических процессов и его главные направления
- 3. Необходимость, предпосылки и основные функции макроэкономического планирования
- 4. Понятие, типы и формы макроэкономического планирования
- Виды (типы) макроэкономического планирования
- Тема 1.2. Методология прогнозирования и стратегического планирования
- 1. Долгосрочное прогнозирование как база стратегического планирования в регулировании экономики
- 2. Методологические подходы в прогнозировании национальной экономики
- 3. Прогнозные показатели, балансы и сценарии
- Тема 1.3. Система планов и прогнозов развития социально-экономической системы
- 1. Система плановых документов, подготавливаемых в России и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов.
- 2. Основные цели, структура и содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации.
- I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.
- Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:
- II. Этапы инновационного развития
- III. Развитие человеческого потенциала
- IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности
- VI. Внешнеэкономическая политика
- VII. Региональное развитие
- VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года
- 3. Организация макроэкономического планирования в рф.
- 4. Система органов исполнительной власти Российской Федерации, занимающихся различными аспектами плановой работы.
- 5. Министерство экономического развития рф. Главные задачи, перечень и содержание основных функций, обеспечивающих решение этой задачи.
- 6. Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации.
- Раздел 2 . Прогнозирование и стратегическое планирование экономических и социальных процессов на макроуровне
- Тема 2.1. Демографическая политика и прогнозирование
- 1. Демографические тенденции в России
- 2. Сущность и содержание демографической политики. Современная демографическая политика Российского государства.
- 3. Система показателей демографического прогноза
- 4. Прогноз общей численности и прироста общей численности населения. Метод «возрастной передвижки».
- 5.Вариантность в демографических прогнозах.
- Демографический прогноз до 2030 года
- 6. Механизмы реализации гипотез о вероятных изменениях уровней рождаемости и смертности
- Тема 2.2. Прогнозирование природно-ресурсного потенциала и природоохранной деятельности
- 1. Экологическая политика государства. Экологическая ситуация в Российской Федерации. Основные рычаги государственного воздействия на процесс рационального природопользования.
- Экологическая ситуация в Российской Федерации.
- Основные рычаги воздействия государства на процесс рационального природопользования
- 2. Прогнозирование состояния природной среды. Основные объекты прогнозирования природопользования. Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
- Основные объекты прогнозирования природопользования.
- Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий.
- Прогнозирование природоохранной деятельности.
- Тема 2.3. Регулирование и прогнозирование научно-технического прогресса
- Показатели, характеризующие нтп
- Последствия нтр:
- Процесс «утечки мозгов». Особенности научно-технической политики:
- Методы прогнозирования и планирования нтп и инновационной деятельности.
- Задачи прогнозирования нтп на различных стадиях его развития.
- Зарубежный опыт прогнозирования и регулирования нтп, возможности его использования в рф.
- 2.4. Планирование и прогнозирование экономического роста и совокупного спроса
- 1. Экономический потенциал общества. Критерии и показатели экономического потенциала: методика расчета и прогнозирования.
- Экономический потенциал
- Показатели экономического потенциала
- Трудовой потенциал
- Научно-технический потенциал
- Экспортный потенциал
- Инвестиционный потенциал
- Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в рф.
- Направления структурной перестройки экономики
- Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.
- Пределы роста, прогнозы «Римского клуба»
- 4. Структура совокупного спроса. Прогнозирование инвестиций. Структура совокупного спроса
- Прогнозирование инвестиций.
- 2.5.Прогнозирование в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах
- Финансовая политика государства: сущность, цели и содержание. Ее роль в регулировании рыночной экономики.
- Сводный финансовый план государства
- Порядок формирования регионального бюджета
- 2. Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- 3. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.
- 4. Анализ динамики цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Характер инфляционных процессов в России. Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам.
- Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам
- 2.6. Регулирование и прогнозирование рынка труда и занятости
- 2. Трудовой Кодекс рф;
- Проблемы современного рынка труда
- Проблемы обеспечения занятости населения, в условиях рыночного хозяйства.
- Методы прогнозирования.
- Модели согласованности динамики вакансий и числа работоспособных.
- Балансовый метод
- 2.7. Регулирование и прогнозирование социального развития общества и уровня жизни
- Социальное развитие общества в условиях рыночной экономики: сущность и содержание.
- Основные инструменты воздействия государства на социальные процессы
- Социальная инфраструктура общества: сущность, структура, роль в повышении уровня и качества жизни
- Уровень и качество жизни населения: сущность, основные компоненты, факторы на них влияющие, показатели, используемые для их характеристики.
- Основы прогнозирования реальной заработной платы и реальных доходов населения.
- Распределительные процессы в теории и российской экономике.Макроэкономическое регулирование распределительных процессов.
- Значение в регулировании уровня и качества жизни «индивидуальных бюджетов населения», «потребительских корзинок», «прожиточного минимума».
- Назначение прожиточного минимума.
- Методы прогнозирования уровня и качества жизни населения.
- Этапы прогнозной работы при прогнозировании уровня жизни
- Баланс денежных доходов и расходов населения (бдрр). Механизм использования бдрр в прогнозировании.