Сводный финансовый план государства
С. В. Ильдеменов с коллективом авторов полагают, что понятия «план» и «бюджет» являются по смыслу очень близкими. И. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер рассматривают бюджет не как синоним понятия «план», но как количественное выражение плана. Аналогично трактует понятие бюджета Е. С. Стояновa: «…бюджет - это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей».
Достижение полной сбалансированности сводного финансового плана служит необходимым условием реальности и внутренней пропорциональности народнохозяйственного плана и бюджета.
Значение сводного финансового плана заключается в том, что он отражает степень согласованности материальных, трудовых и денежных пропорций; содействует балансовой увязке ресурсов и потребностей, обеспечивает взаимную увязку всех финансовых и кредитных планов друг с другом.
Финансовые планыв зависимости от места их функционирования и сферы включаемых в них финансовых отношений подразделяются нацентрализованныеидецентрализованные. К первым относятся государственный бюджет, финансовые планы государственного социального, имущественного и личного страхования; ко вторым — финансовые планы производственных объединений, предприятий, отраслей хозяйства, учреждений и организаций.
Государственный бюджет в системе финансовых планов занимает особое место. Он является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, ежегодно утверждается как закон. В государственном бюджете сосредоточивается основная часть финансовых ресурсов страны, через бюджет распределяется и перераспределяется более 70% национального дохода. Он выступает как бюджет всего народного хозяйства. Как по доходам, так и по расходам он связан со всеми финансовыми планами производственной и непроизводственной сфер, посредством этого финансового института государство осуществляет межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода.
Сводный финансовый план государства — расчетный документ, в котором находит отражение движение всех централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов государства как по источникам формирования (доходы), так и по направлениям их использования (расходы).
В доходной части отражаются прибыль государственных производственных объединений и хозяйственных организаций, налоги, доходы от лесного хозяйства, отчисления предприятий в фонд социального страхования, на научно-исследовательские работы и подготовку кадров. Доходная частьвключает в себя амортизационные отчисления, плата за воду, суммы страховых взносов по государственному имущественному и личному страхованию, налоги с населения, доходы от реализации государственных внутренних выигрышных займов и лотерейных билетов, от внешней торговли. Врасходахпоказывается предметно-целевое использование денежных ресурсов — на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пенсий инвалидам труда, по возрасту, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и т. д.
Сводный финансовый план государства — финансовая основа плана экономического и социального развития. Он позволяет установить взаимосвязь и взаимозависимость натурально-вещественной и стоимостной структур ВНП (ВВП) в воспроизводственном процессе на планируемый период, определить пути обеспечения заданий плана экономического и социального развития финансовыми ресурсами.
Порядок составления проекта федерального бюджета
|
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ. В срок с 15 июля по 15 августа года Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития России на очередной финансовый год, а также уточненные параметры прогноза социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его на обсуждение в Государственную Думу.
Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана. Министерство финансов РФ организует разработку: 1) проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу; 2) проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и прогноза Сводного финансового баланса по территории РФ. Первый этапформирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета, рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу. Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределения расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ: 1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета; 2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ. Второй этапформирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении. Уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. |
В целом проекты бюджетов всех уровней должны отвечать требованиям, предъявляемым к бюджетам БК РФ и другим бюджетным и налоговым законодательством*. Они должны учитывать действующее на момент начала разработки проекта бюджета налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней, перечень и объемы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой, нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.
Если при составлении проекта того или иного бюджета намечается исключение из будущего бюджета отдельных видов пенсий, компенсаций, других трансфертов или изменение режима их применения, то инициатор этих изменений обязан одновременно представить проекты изменений и дополнений правовых актов, являющихся основанием для получения соответствующих трансфертов населением.
Проект закона о бюджете на очередной год независимо от уровня принимаемого бюджета должен включать обязательные характеристики доходов и расходов бюджета, государственного или муниципального долга, пределы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам — участникам Содружества Независимых Государств), предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2. Необходимость государственного регулирования социальных и экономических процессов и его главные направления
- 3. Необходимость, предпосылки и основные функции макроэкономического планирования
- 4. Понятие, типы и формы макроэкономического планирования
- Виды (типы) макроэкономического планирования
- Тема 1.2. Методология прогнозирования и стратегического планирования
- 1. Долгосрочное прогнозирование как база стратегического планирования в регулировании экономики
- 2. Методологические подходы в прогнозировании национальной экономики
- 3. Прогнозные показатели, балансы и сценарии
- Тема 1.3. Система планов и прогнозов развития социально-экономической системы
- 1. Система плановых документов, подготавливаемых в России и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов.
- 2. Основные цели, структура и содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации.
- I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.
- Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:
- II. Этапы инновационного развития
- III. Развитие человеческого потенциала
- IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности
- VI. Внешнеэкономическая политика
- VII. Региональное развитие
- VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года
- 3. Организация макроэкономического планирования в рф.
- 4. Система органов исполнительной власти Российской Федерации, занимающихся различными аспектами плановой работы.
- 5. Министерство экономического развития рф. Главные задачи, перечень и содержание основных функций, обеспечивающих решение этой задачи.
- 6. Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации.
- Раздел 2 . Прогнозирование и стратегическое планирование экономических и социальных процессов на макроуровне
- Тема 2.1. Демографическая политика и прогнозирование
- 1. Демографические тенденции в России
- 2. Сущность и содержание демографической политики. Современная демографическая политика Российского государства.
- 3. Система показателей демографического прогноза
- 4. Прогноз общей численности и прироста общей численности населения. Метод «возрастной передвижки».
- 5.Вариантность в демографических прогнозах.
- Демографический прогноз до 2030 года
- 6. Механизмы реализации гипотез о вероятных изменениях уровней рождаемости и смертности
- Тема 2.2. Прогнозирование природно-ресурсного потенциала и природоохранной деятельности
- 1. Экологическая политика государства. Экологическая ситуация в Российской Федерации. Основные рычаги государственного воздействия на процесс рационального природопользования.
- Экологическая ситуация в Российской Федерации.
- Основные рычаги воздействия государства на процесс рационального природопользования
- 2. Прогнозирование состояния природной среды. Основные объекты прогнозирования природопользования. Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
- Основные объекты прогнозирования природопользования.
- Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий.
- Прогнозирование природоохранной деятельности.
- Тема 2.3. Регулирование и прогнозирование научно-технического прогресса
- Показатели, характеризующие нтп
- Последствия нтр:
- Процесс «утечки мозгов». Особенности научно-технической политики:
- Методы прогнозирования и планирования нтп и инновационной деятельности.
- Задачи прогнозирования нтп на различных стадиях его развития.
- Зарубежный опыт прогнозирования и регулирования нтп, возможности его использования в рф.
- 2.4. Планирование и прогнозирование экономического роста и совокупного спроса
- 1. Экономический потенциал общества. Критерии и показатели экономического потенциала: методика расчета и прогнозирования.
- Экономический потенциал
- Показатели экономического потенциала
- Трудовой потенциал
- Научно-технический потенциал
- Экспортный потенциал
- Инвестиционный потенциал
- Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в рф.
- Направления структурной перестройки экономики
- Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.
- Пределы роста, прогнозы «Римского клуба»
- 4. Структура совокупного спроса. Прогнозирование инвестиций. Структура совокупного спроса
- Прогнозирование инвестиций.
- 2.5.Прогнозирование в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах
- Финансовая политика государства: сущность, цели и содержание. Ее роль в регулировании рыночной экономики.
- Сводный финансовый план государства
- Порядок формирования регионального бюджета
- 2. Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- 3. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.
- 4. Анализ динамики цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Характер инфляционных процессов в России. Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам.
- Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам
- 2.6. Регулирование и прогнозирование рынка труда и занятости
- 2. Трудовой Кодекс рф;
- Проблемы современного рынка труда
- Проблемы обеспечения занятости населения, в условиях рыночного хозяйства.
- Методы прогнозирования.
- Модели согласованности динамики вакансий и числа работоспособных.
- Балансовый метод
- 2.7. Регулирование и прогнозирование социального развития общества и уровня жизни
- Социальное развитие общества в условиях рыночной экономики: сущность и содержание.
- Основные инструменты воздействия государства на социальные процессы
- Социальная инфраструктура общества: сущность, структура, роль в повышении уровня и качества жизни
- Уровень и качество жизни населения: сущность, основные компоненты, факторы на них влияющие, показатели, используемые для их характеристики.
- Основы прогнозирования реальной заработной платы и реальных доходов населения.
- Распределительные процессы в теории и российской экономике.Макроэкономическое регулирование распределительных процессов.
- Значение в регулировании уровня и качества жизни «индивидуальных бюджетов населения», «потребительских корзинок», «прожиточного минимума».
- Назначение прожиточного минимума.
- Методы прогнозирования уровня и качества жизни населения.
- Этапы прогнозной работы при прогнозировании уровня жизни
- Баланс денежных доходов и расходов населения (бдрр). Механизм использования бдрр в прогнозировании.