logo search
ГОСЫ / Ответы по эконом теории

6. Мировая торговля и её влияние на структуру внешней торговли

Структура торговли. В международной торговле ведущую роль играют промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства. Около 80% экспорта из промышленно развитых стран направляется на рынки других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран. Очень крупные страны удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет внутреннего производства; объем внешней торговли в сравнении с объемом производства в США и странах бывшего СССР невелик. В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10% до 20% совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40%. Объем внешней торговли развивающийся страны зависит от того, специализируется ли она на экспорте отдельного товара или пытается развивать многоотраслевое хозяйство. Так, Турция, относящаяся ко второй категории стран, экспортирует лишь 5% от общего объема производства. Из большинства стран с ярко выраженной специализацией экспортируется около половины общего объема производства, а Саудовская Аравия, специализирующаяся на нефтедобыче, экспортирует 80% добываемой нефти. Однако, за исключением случаев специализации на производстве жизненно важных продуктов типа нефти, зависимость страны от реализации на мировом рынке одного единственного продукта связана с большим риском. Несмотря на это, в мире есть несколько стран, развитие экономики которых идет именно по такому пути.

Формирование торговых потоков. Хотя международные торговые потоки испытывают влияние цен, они не определяются исключительно ценами, а иногда цены не воздействуют на них вообще.

Внешняя политика. Ее повороты также могут оказывать влияние на развитие внешней торговли. Франция, например, имела очень тесные экономические отношения с царской Россией накануне Первой мировой войны, в которой две страны выступали союзниками против Германии. Напряженность в дипломатических отношениях, например между США и СССР с 1946 по 1990, как правило, не способствует развитию торговли.

Иностранные инвестиции. Когда фирмы одной страны вкладывают капитал в экономику другой страны или банкиры одной страны предоставляют кредиты заемщикам в другой стране, это обычно способствует установлению более тесных контактов между предпринимателями обеих стран и, следовательно, развитию торговли между ними. Влияние иностранных инвестиций, однако, носит противоречивый характер, так как многие люди, особенно в развивающихся странах, выступают против обратного вывоза прибылей и капитала.

Монополии. Некоторые виды продукции можно получить лишь из очень ограниченного числа источников. Монополии такого рода создают условия для манипулирования ценами, однако лишь в известных пределах, поскольку стремительный рост затрат потребителей продукта стимулирует поиск товаров-заменителей

Картели производителей. Даже если компании из целого ряда стран экспортируют одинаковую продукцию, они вполне способны организовать групповую монополию, объединившись в картель, при условии, что производимая ими продукция обладает высокой ценностью и не имеет приемлемых заменителей

Экономические блоки. На структуру торговли оказывают влияние и специальные договоренности между странами, такие как соглашения о зонах свободной торговли или таможенных и валютных союзах. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), образованная в 1948, создала механизм проведения консультаций между промышленно развитыми странами.

Предпосылки протекционизма. Мысль о том, что мировая торговля наносит развивающимся странам в целом ущерб, достаточно сомнительна, так как их способность оплачивать импорт за счет поступлений от экспорта устойчиво возрастает. Конечно, все еще можно утверждать, что промышленно развитые державы получают больше выгод от международной торговли, чем развивающиеся страны. Однако и это утверждение небесспорно, поскольку наиболее выигравшими от международной торговли естественно считаются те страны, в которых без этой торговли внутренние цены оказались бы значительно выше мировых

Протекционистские меры. Многие страны пытаются ограничивать импорт, чтобы защитить от конкуренции отечественную промышленность. Для этого используются многочисленные меры, имеющие различные эффекты.

Тарифы. Наиболее обычная протекционистская мера - тарифы, или таможенные пошлины - представляет собой налоги на импортные товары, выраженные в процентах от их стоимости (стоимостные) либо в виде фиксированного сбора с единицы товара безотносительно к его стоимости (специфические).

Квоты. Это гораздо более жесткая по сравнению с тарифами протекционистская мера. Вместо непосредственного удорожания импорта (объем которого при этом сокращается лишь опосредованно, в результате падения эффективного спроса) квоты предполагают установление прямых количественных ограничений на импорт определенных товаров.

Субсидии. Тарифы и квоты устанавливаются странами-импортерами с целью ограждения национальных рынков от конкуренции с товарами иностранного производства. Однако, если производимая в стране и идущая на экспорт продукция начинает терять конкурентоспособность, тарифы и квоты оказываются бесполезными. В таких случаях государство иногда помогает национальным производителям укрепить конкурентные позиции, дав им возможность продавать товары на мировом рынке по ценам ниже фактических издержек производства

Оптимальные тарифы. Еще одно обоснование протекционизма, построенное на доводах в пользу оптимальных тарифов, оправдывает существование особой разновидности таможенных пошлин: пошлину, взимаемую страной-экспортером (а не импортером) с экспортируемых (а не импортируемых) товаров. Сторонники этой точки зрения утверждают, что, если какой-то товар производится главным образом в одной стране, национальное преимущество этой страны - хотя и не являющееся преимуществом для мира в целом - может быть реализовано путем введения экспортного тарифа, уплачиваемого теми, кто импортирует товар.