logo
ГОСЫ / Ответы по эконом теории

19. Рынок монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция - - это структура рынка, на котором множество продавцов предлагают дифференцированные продукты.

Виды дифференциации продуктов:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ.

            На рынке действует относительно большое число фирм, которые имеют небольшие доли рынка до 10%. Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товаров, реализуемых другими фирмами

            При выборе объемов продаж и цен на товары фирма не считается с реакцией своих конкурентов. Поскольку на рынке действует большое число продавцов, изменение объемов продаж одного из них незначительно сказывается на продажах других фирм.

            На рынке есть условия свободного входа и выхода, незначительные рыночные барьеры

СЛЕДСТВИЕ.

Из-за продуктовых различий товаров, предлагаемых разными фирмами, общий спрос распределяется между монопольными микрорынками. . Для каждого продавца спрос на продукцию характеризуется отрицательным наклоном.

На каждом микрорынке фирма ведет себя как монополист, выбирая объем производства и цену на основе равенства предельных издержек и дохода.

            Социальные издержки монополистической конкуренции - снижение потребительского излишка за счет высоких издержек и цен по сравнению с совершенной конкуренцией. Если бы фирма производила стандартные товары, издержки были бы ниже, а потребительский излишек больше. Однако для стандартного товара рыночный спрос был бы ниже. Люди не хотят одеваться в одинаковые костюмы, пить один сорт кофе и т.д.

Монополистическая конкуренция стимулирует спрос, повышая тем самым величину потребительской выгоды, несмотря на дополнительные издержки и более высокие цены.

            На рынке монополистической конкуренции фирмы для увеличения объемов продаж чаще ведут неценовую конкуренцию - улучшение качества разработка новых товаров сервис и т. п., чем на понижении цен.

            Улучшение качества товара может позволить отдельной фирме извлекать прибыль пока эти улучшения не скопированы конкурентами. При улучшении товара фирма проводит рекламную кампанию с целью информировать покупателя о нововведении.

            В отличие от рынка совершенной конкуренции, где фирмам нет стимула нести издержки на рекламу, на рынке монополистической конкуренции реклама играет существенную роль.