logo
ГОСЫ / Ответы по эконом теории

4. Механизм формирования рыночной цены

Конкретные цены на товары и их динамика являются результатом комплексного

и одновременного влияния всей совокупности факторов. В настоящее время в

практике сложилась следующая укрупненная классификация групп факторов,

воздействующих на цену:

1. экономические;

2. технические;

3. технологические;

4. политические;

5. психологические.

Ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на

процесс формирования цен. К наиболее существенным факторам ценообразования

относятся:

Государственное регулирование ценообразования имеет существенное значение

для формирования цен. В основном государство влияет на процесс

ценообразования административными мерами: “замораживание” рыночных

свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного

уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу.

Ценовые решения основываются на анализе потребительского поведения, который предполагает изучение следующих составляющих: ценовой

эластичности спроса и сегментации потребителей.

Ценовая эластичность спроса отражает реакцию покупателей на изменение цен,

проявляющуюся в изменении объема продаж. Ценовая эластичность спроса

определяется коэффициентом эластичности по формуле:

Ед = [pic][pic]

где Q — объем продукции, ?Q — изменение объема продукции, P — цена,

?Р — изменение цены.

Спрос называют эластичным, когда небольшое изменение цены влечет за

собой большое изменение объема спроса (Ед > 1). Спрос неэластичен, если

изменение цены не оказывает существенного влияния на спрос (Ед < 1).

Существует также единичная эластичность, при которой некоторое

относительное изменение цены вызывает такое же относительное изменение

спроса (Ед = 1).

Спрос, в свою очередь, зависит от таких факторов, как доступность

товаров-заменителей или аналогов, степень необходимости товара для

потребителя.

Следует учитывать значимость цен для различных сегментов рынка,

поскольку потребители могут воспринимать их по-разному.

Потребителей или покупателей можно подразделить на четыре категории:

- экономные покупатели; основной их интерес касается ценности покупки, они

обладают высокой чувствительностью к ценам, качеству и ассортименту;

- персонифицированные покупатели; при выборе опираются на образ продукции,

обслуживание, ценам уделяется меньшее внимание;

- этичные покупатели; сохраняют приверженность избранному товару и готовы

пожертвовать более низкими ценами и широтой ассортимента товаров-

заменителей;

- апатичные покупатели; основное внимание уделяют удобству (расположение

торговой точки и др.).

Анализ потребительского поведения не ограничивается исследованием

перечисленных факторов, поскольку они основываются на рациональном

поведении потребителей. В действительности потребительское поведение не

всегда рационально и может не соответствовать теоретической модели. Большое

значение могут иметь такие факторы, как привычка пользоваться услугами

определенных магазинов, привлекательный товарный ассортимент, сервис,

гарантийное обслуживание.

Среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высокой

степенью конкуренции, сходством товаров и услуг; при этом особое значение

приобретает ценовая конкуренция.

Среда, в которой цена контролируется предприятием, характеризуется

ограниченной конкуренцией, различием товаров и услуг.

Среда, в которой цена контролируется группой предприятии, характеризуется

наличием нескольких крупных предприятий-товаропроизводителей, определяющих

объем предложения и цены на рынке.

Среда, в которой цена контролируется правительством (коммунальные услуги,

услуги общественного транспорта и др.), характеризуется тем, что

правительственные органы определяют цену после получения информации от

компаний, организаций или отраслей, на которые влияет это решение, а также

от заинтересованных сторон (например, потребительских групп).

Каждый участник каналов товародвижения стремится приобрести лидирующую роль в установлении цены в целях увеличения объема реализации, получения достаточной доли прибыли, создания подходящего имиджа, обеспечения повторных покупок и т.д.

Для обеспечения гармоничного взаимодействия и согласия участников каналов

товародвижения с решениями в определении цен производитель должен учитывать

четыре фактора:

1. доля прибыли участников каналов (для покрытия их расходов и получения

прибыли);

2. ценовые гарантии (для участников каналов обеспечиваются самые низкие

цены на данный товар);

3. особые соглашения (производителем предлагаются скидки на ограниченный

период времени и/или бесплатные товары для стимулирования закупок оптовой

и розничной торговлей);

4. повышение цен и его воздействие на участников каналов (это повышение

переносится на конечного потребителя или участники каналов компенсируют

его за свой счет).