7. История и причины возникновения кредитных отношений
Слово «кредит» происходит от латинского слова, означающего ссуду, долг. Однако многие экономисты связывают его с иным близким по значению термином, означающим «верю». Соответственно, в кредите видят долговое обязательство, напрямую связанное с доверием одного человека, передавшего другому определенную ценность. Такая трактовка происхождения слова «кредит» вполне правдоподобна, поскольку кредит и кредитные отношения возникают из сделок, в которых одна сторона представляет другой стороне некий обладающий ценностью предмет в обмен на обещание заемщика вернуть этот предмет или его эквивалент в будущем.
Возникает кредит и существует в той сфере хозяйственной жизни, где встречаются независимые хозяйствующие субъекты, и происходит перемещение общественного богатства из рук в руки на свободной и добровольной основе. В простейшей форме кредит существует в условиях разложения натурального и становления товарного хозяйства, когда один хозяйствующий субъект не обменивает свой товар непосредственно на товар другого производителя, а передает его при условии, что по истечении определенного срока второй производитель произведет встречную передачу своего товара. Здесь образуется временной разрыв в осуществлении операций купли-продажи. Вместе встречной передачи товаров из рук в руки по принципу «здесь и сейчас» один товар передается до того, как другой будет отдан в обмен в качестве эквивалента. Такая форма обмена может возникать и существовать только при свободном волеизъявлении обеих сторон, на основе их добровольного согласия, заключенного соглашения.
Со временем прямой товарообмен уступает место товарному обращению, для которого характерно участие денег в качестве посредника. Появление денег приводит к тому, что вслед за одновременным товарообменом видоизменяет свою форму и разновременный товарообмен. Однако от модификации срока, оговоренного участниками обмена, вместо встречного перемещения товаров происходит перечисление денег, т.е. передача не товарного, а денежного эквивалента. В результате в процессе купли-продажи товаров при отсрочке расчетов деньги начинают выполнять новую для них функцию средство платежа.
Причинами образования временного разрыва в товарообменных операциях могут стать разновременность производства и обмена, различия в продолжительности производственных процессов. Таким образом, различие во времени производства у различных хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость появления разновременного обмена и товарного обращения, на основе которых возникают особые экономические отношения – кредитные отношения. В их рамках создаются встречные обязательства, которые порождают тесную взаимосвязь и взаимозависимость товаропроизводителей. Выполнение должником своих индивидуальных обязательств в срок позволяет продолжить кредитование и способствует развитию хозяйства в целом и всех участников обмена в отдельности.
Коммерческий кредит – это предоставление товарных форм общественного богатства на условиях встречной передачи эквивалентов в установленный срок в будущем. Материальной основой коммерческого кредита является совокупность взаимообусловленных хозяйственных операций: разделенные во времени акты передачи товаров или денег и встречное перемещение их эквивалентов, т.е. акты замещения эквивалентов. Поэтому данную форму кредитования можно кратко определить как взаимное замещающее кредитование.
На базе коммерческого кредита получили развитие различные долговые расписки, которые передавались покупателем продавцу при получении товара. По мере эволюции кредитования происходила унификация форм таких расписок, в конце они приобрели законченный вид, получивший название «вексель».
Кредит и кредитные отношения в процессе своего исторического развития прошли несколько последовательных этапов: зарождения, становления и регулирования кредитных отношений.
Первый этап – зарождение кредитных отношений. Кредитные отношения стали возникать на этапе перехода от натурального к товарному хозяйству. В этот период появился особый разновременный обмен продуктами, который постепенно уступил свое место своему товарному аналогу – разновременному товарообмену. С появлением денег возникаю более сложные кредитные отношения – продажа товаров с отсрочкой платежа.
Второй этап исторического развития кредитных отношений – их становление. На данном этапе произошло дальнейшее развитие товарного кредитования. В средние века коммерческий кредит широко практиковался по всей Европе. Его сроки подчас растягивались до полутора лет. Важным моментом развития коммерческого кредитования стало появление векселей простых и переводных. Постепенно векселя превратились в инструменты коммерческого кредита.
Третий этап исторического развития кредита – переход к регулируемым кредитным отношениям. Его основной признак – всеохватывающий, тотальный характер кредитных отношений, что находит свое выражение в следующем:
кредитные отношения опосредуют все экономические процессы, глубоко проникают в денежное обращение, сферу обмена, производства и потребления, международные отношения;
все хозяйствующие субъекты, население государство становятся одновременно заемщиками и кредиторами; усиливается связь денежной эмиссии с кредитными операциями банков;
международная торговля практически полностью опосредована кредитными сделками;
с появлением кредитных карт повседневная купля-продажа товаров приобретает кредитный характер;
получают развитие различные специализированные кредитно-финансовые институты: сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации, кредитные союзы.
В современных условиях кредитных отношений приобрели исключительное значение для развития экономики и общества в целом. Тотальный характер этих отношений позволил ведущим экономистам сделать важный вывод о том, что современное хозяйство становится кредитным по характеру доминирующих в экономике процессов. Этот вывод важно помнить при рассмотрении конкретных проблем коммерческого и банковского кредитования, организации кредитного процесса в целом.
- Содержание
- I Микроэкономика. Макроэкономика
- 1.1 Введение в экономическую теорию
- 1. Экономическая наука, её функции.
- 2. Предмет экономической науки.
- 3. Методология и методы экономических исследований
- 4. Экономические системы.
- 5. Экономические модели.
- 6. Хозяйственная деятельность и ее стадии
- 7. Объективные условия и противоречия экономического развития общества
- 8. Проблема безграничных потребностей общества и рационального использования ограниченных экономических ресурсов
- 9. Простое и расширенное воспроизводства
- 10. Деньги как категория товарного производства и их роль в экономике
- 11. Современная денежная система
- 12. Основы рыночного обмена.
- 13. Понятие рынка
- 14. Экономические законы рынка
- 15. Регулирование рыночных процессов
- 16. Преимущества и недостатки рыночной экономики
- 17. Виды, функции, механизм и инфраструктура рынка
- 18. Основные понятия собственности, её экономические и правовые аспекты.
- 19. Формы собственности и их влияние на эффективность хозяйственной деятельности
- 20. Разгосударствление и приватизация как основа развития рыночных отношений
- 21. Формирование и развитие рыночных отношений на современном этапе
- 1.2 Микроэкономика
- 1. Основы теории спроса и предложения
- 2. Законы спроса и предложения
- 3. Рыночное равновесие и его модели
- 4. Механизм формирования рыночной цены
- 5. Эластичность спроса и предложения по цене и доходу
- 6. Издержки производства, их сущность, структура и пути снижения
- 7. Факторы производства и теория предельной производительности
- 8. Факторные рынки и цены на ресурсы
- 9. Рынок труда и его характеристика
- 10. Цена и оплата труда.
- 11. Фирма и ее роль в рыночной экономике
- 12. Экономическое равновесие фирмы на конкурентном рынке
- 13. Формирование прибыли фирмы, ее источники и функции
- 14. Издержки фирмы
- 15. Планирование бизнеса
- 16. Показатели эффективности работы фирмы
- 17. Конкуренция и ее виды
- 18. Методы конкурентной борьбы
- 19. Рынок монополистической конкуренции
- 20. Монополия, рынок совершений конкуренции
- 21. Олигополия
- 22. Антимонопольная политика государства.
- 23.Экономика природных и сельскохозяйственных ресурсов
- 24. Рынок земли.
- 25. Цена земли
- 1.3 Макроэкономика
- 1. Макроэкономические цели.
- 2. Основные макроэкономические школы
- 3. Показатели функционирования национальной экономики, их взаимосвязь и методы исчисления
- 4. Структура национального рынка
- 5. Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения
- 6. Система национального счетоводства и ее роль
- 7. Экономическое равновесие - частичное и общее
- 8. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 9. Инвестиции как фактор экономического роста, их источники, функциональная роль, направления использования
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 11. Модели макроэкономического равновесия
- 12. Экономический цикл: содержание, фазы, типы
- 13. Государственное антициклическое регулирование
- 14. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия
- 15. Антиинфляционная политика
- 16. Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией
- 17. Доходы населения и их перераспределение
- 18. Социальная политика государства
- 19. Финансовая система и финансовая политика
- 20. Государственный бюджет и фискальная политика
- 21. Управление государственным долгом
- 22. Кредитно-денежная политика и ее инструменты
- 23. Финансовые активы: виды, характеристики, способы обращения
- 24. Рынок ценных бумаг
- 25. Фондовая биржа
- 26. Налоги: сущность, виды, формы, принципы налогообложения
- 27. Налоговая система рф
- 28. Современные реформы налогообложения
- 29. Функции государства в смешанной экономике
- 30. Бюджетно-налоговая политика и ее институты
- II Финансы. Деньги, кредит, банки
- 2.1 Финансы. Финансовая система
- 1. Экономическая сущность финансов
- 2. Функции финансов, их использование в кругообороте экономических ресурсов.
- 3. Финансовая система рф, её составляющие
- 5. Управление финансами, финансовое планирование и контроль
- 6. Бюджетное устройство и бюджетный процесс, структура доходов и расходов Государственного бюджета рф
- 7. Бюджетный федерализм
- 8. Финансы домохозяйств
- 9. Состав финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 10. Финансовое обеспечение деятельности предприятия
- 11. Выручка от реализации
- 12. Балансовая прибыль, её формирование и распределение
- 13. Рентабельность
- 14. Оборотные средства предприятия, их формирование и использование
- 15. Инвестиционная деятельность предприятия
- 16. Финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность предприятия
- 17. Основные средства предприятия и эффективность их использования
- 2.2 Денежно-кредитное обращение
- 1. Возникновение и сущность денег
- 2. Экономические теории денег
- 3. Денежное обращение: спрос на деньги, денежные агрегаты и предложение денег, баланс денежной массы, закон денежного обращения
- 4. Динамика национальной денежной массы
- 5. Денежные системы
- 6. Деньги в международных экономических отношениях
- 7. История и причины возникновения кредитных отношений
- 8. Сущность ссудного капитала и его источники
- 9. Кредитные ресурсы
- 10. Ссудный фонд
- 11. Финансовый рынок и его роль в формировании кредитных отношений
- 12. Ссудный капитал и ссудный процент
- 13. Формы и виды кредита
- 14. Функции кредита
- 15. Кредитные операции
- 16. Принципы, методы, объекты кредитования
- 17. Кредитный договор
- 18. Государственный кредит
- 19. Государственное регулирование кредитных отношений
- 2.3 Банковская система
- 1. Банковская система рф
- 2. Центральный банк России
- 3. Инструменты кредитной политики цб России
- 4. Коммерческие банки
- 5. Функции, операции и услуги коммерческих банков
- 6. Прибыль и рентабельность коммерческих банков
- 7. Виды специализированных небанковских учреждений
- 8. Участие банков в инвестиционной деятельности
- III Менеджмент
- 3.1 Теоретические основы менеджмента
- 1. Методологические основы менеджмента
- 2. Характерные черты, стадии менеджмента
- 3. Развитие менеджмента в прошлом
- 4. Перспективы развития теории и практики менеджмента
- 5. Принципы эффективного управления
- 6. Менеджмент как ресурсосберегающее управление
- 7. Цели, задачи и направления управленческой деятельности
- 8. Методология современного управления
- 9. Уровни и масштабы управления
- 10. Делегирование полномочий, обязанностей и распределение ответственности
- 11. Критерии оценки эффективности менеджмента
- 12. Особенности системного и ситуационного подходов
- 13. Управление по результатам
- 3.2 Менеджмент предприятия
- 1. Содержание и взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля деятельности предприятия
- 2. Управление планированием деятельности предприятия
- 3. Стратегическое планирование в системе менеджмента
- 4. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 5. Выбор стратегии управления и прогноз его эффективности
- 6. Организационная структура управления предприятием
- 7. Объекты управления на предприятии и координация их деятельности
- 8. Организационные коммуникации
- 9. Научные методы подготовки и принятия решений
- 1.Коллективные методы обсуждения и принятия решений
- 2.Эвристические методы принятия решения.
- 3.Количественные методы принятия решений
- 10. Менеджер, его роль, функции и задачи
- 11. Имидж менеджера
- 12. Принципы, стили и методы управления
- 13. Архетипы управления
- 14. Модели поведения руководителй х, у, z
- 15. Персонал
- 16. Кадры предприятия
- 17. Состав и структура кадров
- 18. Система управления кадрами
- 19. Кадровая политика: содержание и эффективность
- 20. Системы и формы оплаты труда
- 21. Потребности, вознаграждения
- 22. Теории и практика мотивации
- 23. Коммуникации в организации, сущность, значение, эффект
- IV Мировая экономика
- 1. Понятие мирового хозяйства и мировой экономической системы
- 2. Международное разделение труда – основа формирования мирового хозяйства
- 3. Современные тенденции изменения конкурентоспособности
- 4. Теория сравнительных преимуществ
- 5. Основы международной торговли
- 6. Мировая торговля и её влияние на структуру внешней торговли
- 7. Оценка внешнеторгового оборота
- 8. Теория факторов Хекшера-Олина
- 9. Парадокс в. Леонтьева
- 10. Влияние факторов производства на структуру внешней торговли
- 11. Теорема Рыбчинского
- 12. Влияние технического прогресса на цикл жизни товара, структуру внешней торговли
- 13. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 14. Таможенные тарифы и нетарифные барьеры
- 15. Международная валютно-финансовая система
- 16. Международный кредитно-финансовый рынок
- 17. Миграция основных факторов производства: капитала, рабочей силы
- 18. «Добровольные» экспортные ограничения
- 19. «Новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли
- V Экономика предприятий (организаций)
- 5.1 Предприятие как субъект хозяйствования и основы его деятельности
- 1. Предприятие как основное звено рыночного хозяйства
- 2. Цели функционирования предприятия, его организационно-правовые формы
- 3. Финансовая и материальная базы предприятий
- 4. Стратегия деятельности и товарная политика предприятия
- 5. Производственная и организационная структуры предприятия, организация управления производством
- 6. Планирование, прогнозирование и контроль деятельности предприятия
- 7. Издержки производства и оценка результатов деятельности
- 8. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 9. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование деятельности и трудовых отношений на предприятии
- 5.2 Предпринимательство и предпринимательская деятельность
- 1. Сущность предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности
- 2. Цели, виды и формы организации предпринимательской деятельности
- 3. Субъекты предпринимательской деятельности
- 4. Мероприятия по повышению эффективности предпринимательской деятельности
- 5. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование предпринимательства
- 6. Современные формы и проблемы предпринимательской деятельности в России
- 7. Государственная поддержка деятельности малых предприятий
- VI Экономический анализ и финансовый учет
- 6.1 Основы экономического анализа
- 1. Сущность, цели экономического анализа
- 2. Методологические основы и методы экономического анализа
- 3. Текущий, оперативный и перспективный анализ, факторы роста эффективности производства
- 4. Финансовый анализ деятельности предприятия
- 5. Основы комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия
- 6. Сущность анализа, методы оценки финансового состояния
- 7. Основы маржинального анализа (анализа безубыточности)
- 8. Анализ рисков в хозяйственной и финансовой деятельности предприятия
- 6.2 Финансовый учет и бухгалтерская отчетность
- 1. Основы организации и содержание финансового учета на предприятии
- 2. Состав бухгалтерской отчетности
- 3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового анализа
- 4. Управленческий учет
- 5. Взаимосвязь финансового и управленческого учета