logo
ГОСЫ / Ответы по эконом теории

5. Взаимосвязь финансового и управленческого учета

В зарубежных странах обычно различают финансовый и управлен­ческий учет.

Финансовый учет охватывает информацию, которая не только ис­пользуется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям).

Управленческий учет охватывает все виды учетной информа­ции, необходимой для управления в пределах самой организации. Ча­стью общей сферы управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ данных об экономии или перерасходе по сравнению с данными за предыдущие периоды, прогнозами и стандартами. Основная цель управленческого учета — обеспечение информацией менеджеров, от­ветственных за достижение конкретных производственных показате­лей. Процесс подготовки такой информации может существенно отли­чаться от того, что используется в финансовом учете. Сказанное поясним на схеме, где показана взаимосвязь между названными ви­дами учета.

Рис. 1. Управленческий учет в сравнении с финансовым учетом

А — производственный учет.

Б — финансовый учет (для внутреннего управления).

В — финансовый учет в узком смысле (для внешних пользователей).

Г — налоговые расчеты на базе финансового учета (для налоговых орга­нов).

Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:

• предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

• исчисления фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет;

• определения финансовых результатов по реализованным изде­лиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответ­ственности и другим позициям.

В отечественной практике пока не используется понятие управлен­ческого учета. Многие его элементы входят в наш бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продук­ции); оперативный учет (оперативную отчетность); экономический ана­лиз (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых ре­шений, оценка выполнения плановых заданий и др.). Вместе с тем отечественная учетная практика еще не увязана с маркетингом, не опре­деляются отклонения фактических затрат от прогнозных, не использует­ся такая категория, как будущий рубль, и т.п.