logo
ГОСЫ / Ответы по эконом теории

5. Производственная и организационная структуры предприятия, организация управления производством

Основными элементами организации являются люди, персонал (staff) как в единственном числе (директор, заместители), так и их группы - отделы (службы, department) аппарата управления и подразделения (subdivisions) аппарата производства.

Основная характеристика персонала – структурная:

организационная структура – это основа описания организации управления;

прочие структуры – профессиональная, половозрастная, социальная, которые традиционно рассматриваются в разделах управления персоналом.

Организационная структура управления (ОСУ) — это внутреннее строение любой производственно — хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Организация управления определяет эффективность управления (качество и стиль управления), гибкость и динамичность организационно-экономического поведения предприятия (фирмы). ОСУ является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем ОСУ является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения ОСУ затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы. Вместе с тем история развития менеджмента в ХХ веке показывает, что консерватизм этот достаточно относителен.

Основные характерные черты всякой организации:

степень сложности, определяемая числом уровней организации и числом блоков на каждом уровне организации;

степенью централизации, определяемая степенью делегирования полномочий управления на более низкие этажи организации (степенью разделения труда);

степень формализации структуры, определяемая наличием документов регламентирующих организацию в целом и ее элементы (устав, положения о структурных элементах и пр.).

Структура управления делится на внешнюю и внутреннюю.

А. Внешняя организация

С внешней (рыночной) точки зрения всякое предприятие (фирма) имеет определенную законом организационно-правовую форму (ОПФ).

Внешняя организация должна обеспечивать:

- оптимальную степень свободы и ответственности менеджмента (команды менеджеров);

- оптимальную степень контроля менеджмента со стороны собственников;

- оптимальную свободу движения (оттока и притока) капитала в рамках ОПФ.

Б. Внутренняя организация

Внутренняя организация состоит из аппарата управления и аппарата производства.

Управление производством на любом уровне — сложный процесс. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.

Теория управления применяет научные методы анализа с целью выработки определенных методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методы и рекомендации — не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий. Так, например, японский опыт использования кружков качества не нашел широкого применения в условиях американской промышленности из-за различий социальных отношений на производстве. Поэтому одним из важных условий эффективного управления (то есть достижения целей организации с минимальными затратами) является адекватность (соответствие) применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации. Бесполезно применять в промышленности методы управления, принятые в армии и наоборот. Точно также в условиях рыночной экономики не обеспечат запланированных результатов использовавшиеся в СССР директивные методы управления. И наоборот, применение методов менеджмента и маркетинга в экономике СССР представляло бы лишь академический интерес.