logo
ГОСЫ / Ответы по эконом теории

20. Монополия, рынок совершений конкуренции

Монополия— фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.

Монополия - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.

Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции («чистой конкуренции»), характерными чертами которого являются:

– на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;

– предлагаемая ими продукция является однородной;

– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;

– поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства

Эффективность конкурентного рынка состоит в том, что политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.

Основные недостатки рынка совершенной конкуренции:

– в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

– не может распространяться на производство общественных благ;

– вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.