logo
ГОСЫ / Ответы по эконом теории

21. Олигополия

Олигополия – это рыночная структура, при которой несколько независимых производителей продавцов удовлетворяют спрос множества покупателей.

Характеристика отрасли:

  1. На рынке доминирует несколько продавцов (2-3), удерживающих значительную долю рынка (70-80%), причем каждый из которых имеет более 10% рынка;

  2. Остальная часть рынка делится среди множества мелких продавцов;

  3. Появление новых продавцов в отрасли затруднено или невозможно.

По типу товара различают два вида олигополии

  1. Ч - фирмы предлагают однородные продукты. Цена на рынке единая. Пример - рынок товаров химической промышленности

  2. Диффиренцированная по типу продукта олигополия - производство разнообразной продукции одного функционального назначения. Цена распределяется между ценовыми кластерами – группами товаров и соответствующими группами цен на однотипные, но не однородные товары. Например, цены на различные классы автомобилей.

            Следовательно, ряд крупных фирм отрасли могут оказывать влияние на цену, благодаря относительно большим долям в общем объеме продукции отрасли. Эти фирмы обладают монопольной рыночной властью.

            Однако фирмы отрасли сознают свою взаимозависимость. Изменение цен и объемов продаж одной фирмы оказывает влияние на прибыли других фирм. Поэтому решения в области цен и объемов производства маркетинговой стратегии одной фирмы зависят от решений, которые принимаются в этой сфере друг ими производителями.

 Виды ценовых стратегий на олигополистическом рынке.

 1.   При отсутствии сговора -    фирмы отрасли, понимая свою взаимозависимость, в ценовой политике ориентируются на реакцию конкурентов.

2. При наличии сговора - Фирмы, понимая свою взаимозависимость, могут вступить в кооперацию путем объединения своих ресурсов для совместного закрепления на рынке

            Формы кооперации

  1. При доминировании на рынке одного производителя - фирмы, удерживающие значительную долю рынка, занимая лидирующее положение и пользуясь своими преимуществами (научно-производственный потенциал, финансовые или иные преимущества), ведут независимую политику.