logo
ГОСЫ / Ответы по эконом теории

17. Конкуренция и ее виды

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.

Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между

выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших

возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности

покупателей.

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается

каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой

способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим

капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта,

свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того,

конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного

производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение

производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение

эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые

воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться

организацией.

Основные виды конкуренции:

1. Чистая конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия.

4. Чистая монополия.

Рынок, на котором преобладает чистая конкуренция, состоит из

множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта

Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку

покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество

товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже

рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной

цене. Спрос абсолютно эластичен.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей

и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком

диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов

предложить покупателям разные варианты товаров.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из

небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике

ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть

схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили,

персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что

новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко

реагирует на стратегию и на действия конкурентов.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть

государственная организация (например, почтовое ведомство), частная

регулируемая монополия, или частная нерегулируемая монополия.