10. Менеджер, его роль, функции и задачи
Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции в организации. Также далеко не одинаковы задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.
Организация не может существовать без менеджеров, ибо они:
-обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
-проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
-разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
-обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые ее контролируют;
-являются основным информационным звеном связи организации с внешней средой;
-несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
-официально представляют организацию на церемониальных мероприятиях.
Менеджеры играют в организации множество различных ролей, из которых можно выделить три ключевые. Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным таким правом, он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Зачастую это бывает сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.
Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить ее до членов организации, сильно зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего ее членов на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть лидером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.
В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.
Краткие выводы
Существует большое разнообразие типов организации. Для всех организаций характерно то, что в их рамках осуществляется систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.
Организация не может существовать без менеджмента. Во внутриорганизационной жизни он выполняет функцию координационного начала. Также менеджмент устанавливает баланс во взаимодействии организации с внешней средой. Для этого он так организует деятельность организации, чтобы, с одной стороны, она получила из внешней среды все то, что ей нужно для ее существования, а с другой – производила продукт, который соответствовал бы запросам внешней среды.
Для всех видов менеджмента характерно наличие нескольких функций, обеспечивающих целеполагание, организацию, мотивирование и контроль.
В условиях динамично меняющейся среды сложился особый тип менеджмента, который называется стратегическим управлением. Для данного типа менеджмента характерна ориентация деятельности компании на возможности, которые возникают во внешнем окружении. Стратегическое управление ориентировано на создание конкурентных преимуществ, которые позволяют компании успешно выживать в конкурентной среде.
Управленческой деятельностью в организации занимаются менеджеры. Они решают множество задач. В частности, менеджеры разрабатывают стратегию поведения компании, формируют и приводят в движение потенциал организации и несут формальную ответственность за результаты ее деятельности.
- Содержание
- I Микроэкономика. Макроэкономика
- 1.1 Введение в экономическую теорию
- 1. Экономическая наука, её функции.
- 2. Предмет экономической науки.
- 3. Методология и методы экономических исследований
- 4. Экономические системы.
- 5. Экономические модели.
- 6. Хозяйственная деятельность и ее стадии
- 7. Объективные условия и противоречия экономического развития общества
- 8. Проблема безграничных потребностей общества и рационального использования ограниченных экономических ресурсов
- 9. Простое и расширенное воспроизводства
- 10. Деньги как категория товарного производства и их роль в экономике
- 11. Современная денежная система
- 12. Основы рыночного обмена.
- 13. Понятие рынка
- 14. Экономические законы рынка
- 15. Регулирование рыночных процессов
- 16. Преимущества и недостатки рыночной экономики
- 17. Виды, функции, механизм и инфраструктура рынка
- 18. Основные понятия собственности, её экономические и правовые аспекты.
- 19. Формы собственности и их влияние на эффективность хозяйственной деятельности
- 20. Разгосударствление и приватизация как основа развития рыночных отношений
- 21. Формирование и развитие рыночных отношений на современном этапе
- 1.2 Микроэкономика
- 1. Основы теории спроса и предложения
- 2. Законы спроса и предложения
- 3. Рыночное равновесие и его модели
- 4. Механизм формирования рыночной цены
- 5. Эластичность спроса и предложения по цене и доходу
- 6. Издержки производства, их сущность, структура и пути снижения
- 7. Факторы производства и теория предельной производительности
- 8. Факторные рынки и цены на ресурсы
- 9. Рынок труда и его характеристика
- 10. Цена и оплата труда.
- 11. Фирма и ее роль в рыночной экономике
- 12. Экономическое равновесие фирмы на конкурентном рынке
- 13. Формирование прибыли фирмы, ее источники и функции
- 14. Издержки фирмы
- 15. Планирование бизнеса
- 16. Показатели эффективности работы фирмы
- 17. Конкуренция и ее виды
- 18. Методы конкурентной борьбы
- 19. Рынок монополистической конкуренции
- 20. Монополия, рынок совершений конкуренции
- 21. Олигополия
- 22. Антимонопольная политика государства.
- 23.Экономика природных и сельскохозяйственных ресурсов
- 24. Рынок земли.
- 25. Цена земли
- 1.3 Макроэкономика
- 1. Макроэкономические цели.
- 2. Основные макроэкономические школы
- 3. Показатели функционирования национальной экономики, их взаимосвязь и методы исчисления
- 4. Структура национального рынка
- 5. Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения
- 6. Система национального счетоводства и ее роль
- 7. Экономическое равновесие - частичное и общее
- 8. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 9. Инвестиции как фактор экономического роста, их источники, функциональная роль, направления использования
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 11. Модели макроэкономического равновесия
- 12. Экономический цикл: содержание, фазы, типы
- 13. Государственное антициклическое регулирование
- 14. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия
- 15. Антиинфляционная политика
- 16. Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией
- 17. Доходы населения и их перераспределение
- 18. Социальная политика государства
- 19. Финансовая система и финансовая политика
- 20. Государственный бюджет и фискальная политика
- 21. Управление государственным долгом
- 22. Кредитно-денежная политика и ее инструменты
- 23. Финансовые активы: виды, характеристики, способы обращения
- 24. Рынок ценных бумаг
- 25. Фондовая биржа
- 26. Налоги: сущность, виды, формы, принципы налогообложения
- 27. Налоговая система рф
- 28. Современные реформы налогообложения
- 29. Функции государства в смешанной экономике
- 30. Бюджетно-налоговая политика и ее институты
- II Финансы. Деньги, кредит, банки
- 2.1 Финансы. Финансовая система
- 1. Экономическая сущность финансов
- 2. Функции финансов, их использование в кругообороте экономических ресурсов.
- 3. Финансовая система рф, её составляющие
- 5. Управление финансами, финансовое планирование и контроль
- 6. Бюджетное устройство и бюджетный процесс, структура доходов и расходов Государственного бюджета рф
- 7. Бюджетный федерализм
- 8. Финансы домохозяйств
- 9. Состав финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 10. Финансовое обеспечение деятельности предприятия
- 11. Выручка от реализации
- 12. Балансовая прибыль, её формирование и распределение
- 13. Рентабельность
- 14. Оборотные средства предприятия, их формирование и использование
- 15. Инвестиционная деятельность предприятия
- 16. Финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность предприятия
- 17. Основные средства предприятия и эффективность их использования
- 2.2 Денежно-кредитное обращение
- 1. Возникновение и сущность денег
- 2. Экономические теории денег
- 3. Денежное обращение: спрос на деньги, денежные агрегаты и предложение денег, баланс денежной массы, закон денежного обращения
- 4. Динамика национальной денежной массы
- 5. Денежные системы
- 6. Деньги в международных экономических отношениях
- 7. История и причины возникновения кредитных отношений
- 8. Сущность ссудного капитала и его источники
- 9. Кредитные ресурсы
- 10. Ссудный фонд
- 11. Финансовый рынок и его роль в формировании кредитных отношений
- 12. Ссудный капитал и ссудный процент
- 13. Формы и виды кредита
- 14. Функции кредита
- 15. Кредитные операции
- 16. Принципы, методы, объекты кредитования
- 17. Кредитный договор
- 18. Государственный кредит
- 19. Государственное регулирование кредитных отношений
- 2.3 Банковская система
- 1. Банковская система рф
- 2. Центральный банк России
- 3. Инструменты кредитной политики цб России
- 4. Коммерческие банки
- 5. Функции, операции и услуги коммерческих банков
- 6. Прибыль и рентабельность коммерческих банков
- 7. Виды специализированных небанковских учреждений
- 8. Участие банков в инвестиционной деятельности
- III Менеджмент
- 3.1 Теоретические основы менеджмента
- 1. Методологические основы менеджмента
- 2. Характерные черты, стадии менеджмента
- 3. Развитие менеджмента в прошлом
- 4. Перспективы развития теории и практики менеджмента
- 5. Принципы эффективного управления
- 6. Менеджмент как ресурсосберегающее управление
- 7. Цели, задачи и направления управленческой деятельности
- 8. Методология современного управления
- 9. Уровни и масштабы управления
- 10. Делегирование полномочий, обязанностей и распределение ответственности
- 11. Критерии оценки эффективности менеджмента
- 12. Особенности системного и ситуационного подходов
- 13. Управление по результатам
- 3.2 Менеджмент предприятия
- 1. Содержание и взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля деятельности предприятия
- 2. Управление планированием деятельности предприятия
- 3. Стратегическое планирование в системе менеджмента
- 4. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 5. Выбор стратегии управления и прогноз его эффективности
- 6. Организационная структура управления предприятием
- 7. Объекты управления на предприятии и координация их деятельности
- 8. Организационные коммуникации
- 9. Научные методы подготовки и принятия решений
- 1.Коллективные методы обсуждения и принятия решений
- 2.Эвристические методы принятия решения.
- 3.Количественные методы принятия решений
- 10. Менеджер, его роль, функции и задачи
- 11. Имидж менеджера
- 12. Принципы, стили и методы управления
- 13. Архетипы управления
- 14. Модели поведения руководителй х, у, z
- 15. Персонал
- 16. Кадры предприятия
- 17. Состав и структура кадров
- 18. Система управления кадрами
- 19. Кадровая политика: содержание и эффективность
- 20. Системы и формы оплаты труда
- 21. Потребности, вознаграждения
- 22. Теории и практика мотивации
- 23. Коммуникации в организации, сущность, значение, эффект
- IV Мировая экономика
- 1. Понятие мирового хозяйства и мировой экономической системы
- 2. Международное разделение труда – основа формирования мирового хозяйства
- 3. Современные тенденции изменения конкурентоспособности
- 4. Теория сравнительных преимуществ
- 5. Основы международной торговли
- 6. Мировая торговля и её влияние на структуру внешней торговли
- 7. Оценка внешнеторгового оборота
- 8. Теория факторов Хекшера-Олина
- 9. Парадокс в. Леонтьева
- 10. Влияние факторов производства на структуру внешней торговли
- 11. Теорема Рыбчинского
- 12. Влияние технического прогресса на цикл жизни товара, структуру внешней торговли
- 13. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 14. Таможенные тарифы и нетарифные барьеры
- 15. Международная валютно-финансовая система
- 16. Международный кредитно-финансовый рынок
- 17. Миграция основных факторов производства: капитала, рабочей силы
- 18. «Добровольные» экспортные ограничения
- 19. «Новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли
- V Экономика предприятий (организаций)
- 5.1 Предприятие как субъект хозяйствования и основы его деятельности
- 1. Предприятие как основное звено рыночного хозяйства
- 2. Цели функционирования предприятия, его организационно-правовые формы
- 3. Финансовая и материальная базы предприятий
- 4. Стратегия деятельности и товарная политика предприятия
- 5. Производственная и организационная структуры предприятия, организация управления производством
- 6. Планирование, прогнозирование и контроль деятельности предприятия
- 7. Издержки производства и оценка результатов деятельности
- 8. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 9. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование деятельности и трудовых отношений на предприятии
- 5.2 Предпринимательство и предпринимательская деятельность
- 1. Сущность предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности
- 2. Цели, виды и формы организации предпринимательской деятельности
- 3. Субъекты предпринимательской деятельности
- 4. Мероприятия по повышению эффективности предпринимательской деятельности
- 5. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование предпринимательства
- 6. Современные формы и проблемы предпринимательской деятельности в России
- 7. Государственная поддержка деятельности малых предприятий
- VI Экономический анализ и финансовый учет
- 6.1 Основы экономического анализа
- 1. Сущность, цели экономического анализа
- 2. Методологические основы и методы экономического анализа
- 3. Текущий, оперативный и перспективный анализ, факторы роста эффективности производства
- 4. Финансовый анализ деятельности предприятия
- 5. Основы комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия
- 6. Сущность анализа, методы оценки финансового состояния
- 7. Основы маржинального анализа (анализа безубыточности)
- 8. Анализ рисков в хозяйственной и финансовой деятельности предприятия
- 6.2 Финансовый учет и бухгалтерская отчетность
- 1. Основы организации и содержание финансового учета на предприятии
- 2. Состав бухгалтерской отчетности
- 3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового анализа
- 4. Управленческий учет
- 5. Взаимосвязь финансового и управленческого учета