logo search
Документ Microsoft Word (5)лек - и ист эк

2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) – последователь Д. Риккардо, которого считал своим кумиром. Это последний из крупнейших представителей классической школы.

Джеймс Миль (1773 – 1836) – английский экономист, отец Джона Стюарта Миля, дал ему прекрасное образование и развивал его творческие способности. Он был ближайшим другом Давида Риккардо. Джон Стюарт Миль выдвинул идею, аналогичную закону Сэя.

Его произведения касались совершенно разных наук. Первое из них он опубликовал, когда ему было всего 23. Список этих трудов очень велик: «Система логики» (1843), «Утилитаризм» (1836), «О свободе» (1859), «Очерки по некоторым не решенным проблемам политической экономии» (1844), «Принципы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии» (1848) (в 5-ти книгах).

Милль в своих работах опирался на труды представителей классической школы, но все их принципы истолковывал совершенно по-новому.

Милль выдвинул идею, что стоит разделить закон производства и закон распределения.

Из теории Мальтуса о народонаселении и теории ренты Риккардо Милль сделал вывод: отсутствие стимулов у населения может привести к «ступору» в экономике, но, возможно, этот «ступор» даст толчок для духовного и морального совершенствования.

Милль считал, что только производство может создать материальные блага, а другой способ получения материальных благ – лишь перераспределение того, что создало производство. По его мнению, зарплата – это оплата за труд, которая зависит от спроса и предложения. Стоимость, по предположению Милля, не сможет стать выше на все товары одновременно, потому что стоимость – это относительное понятие. Джон Стюарт Милль очень дружелюбно относился к социализму, но все же себя к социалистам не причислял.

Милль советовал правительству своей страны увеличить банковский процент, для того чтобы иностранцы вкладывали деньги в банки этой страны. Еще правительству следовало бы уменьшать собственные расходы. Он даже предложил провести социальную реформу, главные идеи которой, как полагают Ш. Жид и Ш. Рист, можно выразить следующими пунктами:

1) стоит ограничивать неравенство богатства. Это будет возможно, если немного ограничить права о наследовании;

2) отменить наемный труд как таковой. Это можно будет сделать с помощью производительной кооперативной ассоциации;

3) провести социализацию земельной ренты благодаря налогу на землю.

3. Экономические взгляды Пьера-Жозефа Прудона

Пьер-Жозеф Прудон (1809 – 1865) – французский социолог, экономист и мелкобуржуазный социалист, которого принято считать идеалистом. Он считал закон Сэя ложным. Родился Прудон на востоке Франции. Он, будучи бедным крестьянином, не получил достойного официального образования, но очень много времени уделял самообразованию, посещая городскую библиотеку. Особенно он интересовался философией, историей и политической экономией. Известен как автор книг «О политических способностях трудового класса» (предсмертная книга), «О федеративном принципе» (1862), «О справедливости революции и в церкви» (1858), «Исповедь революционера» и «Идея революции XIX в.» (1848), «Решение социального вопроса» (1848), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1845 – 1846), «Что такое собственность?» (1840).

«Собственность – это кража!» – считал Прудон, хотя полагал, что это одно из условий свободы и не отвергал собственность так категорично, как другие. Он говорил, что сам факт обладания собственностью не может быть основанием для получения дохода с этой собственности.

В 1844 – 1845 гг. он общался с Карлом Марксом, который пытался убедить его в правильности идеи коммунизма, однако Прудон остался верен своим взглядам по поводу дальнейшего развития страны и науки.

Он полагал, что выдача бесплатных кредитов могла бы остановить получение незаработанного дохода и помогла бы тем людям, которые хотят трудиться на земле и этим зарабатывать на жизнь. Прудон предложил осуществить эту идею «народному банку».

Его идея помощи пролетариату посредством ассоциаций по принципу взаимопомощи впоследствии была названа «мютюэлизм». Он полагал, что возможно построить идеальное общество на основе высшего абсолютного разума, который постоянно бы применял «законы справедливости». За подобные идеи он находился в тюрьме. После ему пришлось эмигрировать в Бельгию, чтобы снова не попасть за решетку.

Социальная наука – это борьба за справедливость, как считал Прудон.

По мнению Прудона, производство – это результат сложения труда, капитала, земли. Если эти элементы рассматривать отдельно, то производительными они могут являться лишь в переносном смысле.