5. Теория обмена Уильяма Стенли Джевонса
Теорию обмена Джевонс вывел из своей же теории полезности. Теория обмена стала также и теорией ценности. Понятие «ценность» очень многогранно: это и меновая ценность, и потребительская ценность и т. д. По словам Джевонса, следует использовать слово «ценность» для понятия меновой ценности. Меновая ценность – это пропорция при обмене разнородных благ (одного на другое). Она способна стать меновой пропорцией на открытом рынке, где все и всем доступно.
Торгующими сторонами на рынке могут быть как отдельные люди, так и группы какой-либо профессии, а возможно, и население целой страны или континента. Понятие «торгующие стороны» Уильяму Джевонсу пришлось ввести в оборот, потому что ему хотелось распространять свою теорию на реальных рынках, где существует огромное количество покупателей и продавцов. Его теория индивидуального обмена основана на теории предельной полезности. Однако Френсис Эджуорт вскоре пришел к выводу, что такое рассуждение по крайней мере некорректно, если не сказать нелепо, потому как средняя предельная полезность блага для группы людей зависит впоследствии от распределения благ как до обмена, так и после него, поэтому опираться на такое объяснение практически невозможно. Из-за всего этого у Джевонса не получилось вывести рыночную меновую ценность благ исходя из их предельной полезности. Поэтому его теория всего лишь описывает случай индивидуального обмена.
На этой схеме можно в общих чертах обрисовать теорию обмена Джевонса. На оси абсцисс откладывают те товары, которые собираются обменять. Предположим, это хлеб и рыба. Количество хлеба на нашей схеме возрастает справа налево, количество рыбы – наоборот. По оси ординат откладываем предельную полезность двух этих товаров. Соответственно мы получаем, что предельная полезность хлеба теперь возрастает слева направо, а рыбы – справа налево. Назовем одну сторону А, другую В. Предположим, что, до того как они обменялись, у них было а единиц рыбы (сторона А) и b единиц хлеба (сторона В). После того как они обменяли часть своих товаров на товары друг друга, количество их первоначальных товаров сдвинулось в точки a' и b' соответственно. Исходя из этого полезность зерна представляет собой aa'gd, а полезность мяса в этот момент выглядит как aa'ch, поэтому чистый прирост полезности можно представить в следующем виде: hdgc. Из этого можно сделать вывод, что для А интересно обмениваться до точки м, соответственно для В выгодно то же самое.
- 1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония
- 3. Экономическая мысль в Древнем Китае
- 4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
- 5. Учения Ксенофонта
- 6. Учения Платона
- 7. Учения Аристотеля
- 1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»
- 2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна
- 3. Учения Фомы Аквинского
- 4. Социальная утопия Томаса Мора
- 5. «Русская Правда»
- 2. Учение Франсуа Кенэ
- 3. Деятельность Жака Тюрго
- 1. Классическая школа
- 2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля
- 4. Учение Томаса Мальтуса
- 2. Историческая школа Германии
- 3. Новая историческая школа Германии
- 2. Экономические взгляды Симона де Сисмонди
- 3. Утопические мечты Роберта Оуэна
- 2. «Капитал» Карла Маркса
- 1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования
- 2. Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка
- 3. Учение Карла Менгера
- 4. Экономические воззрения Фридриха фон Визера
- 4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса
- 5. Теория обмена Уильяма Стенли Джевонса
- 6. Теория предложения труда Уильяма Стенли Джевонса
- 7. Теория обмена Френсиса Исидро Эджуорта
- 1. Модель общего равновесия, включающая производство; проблема существования решения и процесс «tatonnement»
- 2. Теория общего равновесия в xXв.: вклад а. Вальда, Дж. Фон Неймана, Дж. Хикса, к. Эрроу и ж. Дебре
- 1. А. Маршалл – лидер кембриджской школы маржиналистов
- 3. Анализ полезности и спроса Альфреда Маршалла
- 5. Равновесная цена и влияние фактора времени Альфреда Маршалла
- 2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси
- 3. Внутреннее развитие Руси
- 5. Деньги и их роль в Киевской Руси
- 1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения
- 2. Русь в условиях монголе-татарского владычества. Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского ига
- 4. Экономическая политика России второй половины XV-XVII вв.
- 5. Образование всероссийского рынка
- 2. Крестьянский вопрос. Сельское хозяйство и землепользование при Екатерине II
- 3. Промышленность, торговля и финансы при Екатерине II
- 4. Социально-экономическая политика Екатерины п. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII в.
- 5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
- 1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в.
- 2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика
- 5. Положение сельского хозяйства в 1860 – 1870-х гг.
- 6. Аграрная реформа п. А. Столыпина
- 2. Экономические взгляды в. И. Ленина
- 3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921)
- 5. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- 1. Экономика ссср накануне Великой Отечественной войны
- 2. Советская экономика в годы войны
- 3. Послевоенное развитие народного хозяйства
- 4. Страна накануне реформ
- 5. Реформирование советской экономической системы
- 6. Преобразования в социальной сфере
- 7. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги
- 1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения
- 2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.
- 1. Россия в первой половине 1990-х гг.
- 2. Продолжение курса реформ, шоковая терапия
- 3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция