5. Учения Ксенофонта
Считается, что именно Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени (от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время.
1. Труд следует делить на труд умственный и труд физический.
2. Людей же следует разделять на свободных и рабов (это естественно).
3. Природное предназначение – это в первую очередь земледелие, а уж потом ремесло и торговля.
4. Чем проще работа, тем быстрее и качественнее она будет выполнена.
5. Чем больше рынок сбыта, тем большее разделение труда идет.
6. У любого товара есть полезные свойства, т. е. то, для чего его приобретают. Также есть возможность постоянно менять один товар на другой.
7. Деньги существуют для более быстрого и простого обмена. Также деньги придуманы для накопления, но не для того, чтобы наживались ростовщики.
Самым главным видом деятельности, по мнению Ксенофонта, является земледелие. А вот ремесло совсем не нужно, поэтому надо порицать всех, кто им занимается или собирается это делать.
Также Ксенофонт считал, что рабство необходимо. Чтобы заставить раба трудиться усерднее, надо награждать тех, кто работает лучше, как материально, так и морально, «разжигая» тем самым соперничество между ними.
Обмен и торговля уже появились, так же как и разделение труда, но это пока еще не стало необходимым средством для выживания, так как греки все же опирались на домашнее хозяйство, особенно в более мелких городах. По мнению Ксенофонта, разделение труда могло бы принести больше выгоды, потому что чем чаще человек делает одну и ту же простую работу, тем более совершенным он становится в этой области.
В Древней Греции жизнь шла по обычаям: профессии передавались от отца к сыну, и считалось, что они не имеют права выбирать себе судьбу. Также сын наследовал все, что было заработано отцом. Если у отца был скот, деньги или другие блага, то люди считали, что сын получает много благ, хотя Ксенофонт смотрел на этот вопрос иначе. По его мнению, ничто не является благом для человека, если он не умеет правильно распоряжаться этим. (Корова не сможет быть постоянно полезной, если не уметь ее доить, ведь зарезать можно только раз).
- 1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония
- 3. Экономическая мысль в Древнем Китае
- 4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
- 5. Учения Ксенофонта
- 6. Учения Платона
- 7. Учения Аристотеля
- 1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»
- 2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна
- 3. Учения Фомы Аквинского
- 4. Социальная утопия Томаса Мора
- 5. «Русская Правда»
- 2. Учение Франсуа Кенэ
- 3. Деятельность Жака Тюрго
- 1. Классическая школа
- 2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля
- 4. Учение Томаса Мальтуса
- 2. Историческая школа Германии
- 3. Новая историческая школа Германии
- 2. Экономические взгляды Симона де Сисмонди
- 3. Утопические мечты Роберта Оуэна
- 2. «Капитал» Карла Маркса
- 1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования
- 2. Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка
- 3. Учение Карла Менгера
- 4. Экономические воззрения Фридриха фон Визера
- 4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса
- 5. Теория обмена Уильяма Стенли Джевонса
- 6. Теория предложения труда Уильяма Стенли Джевонса
- 7. Теория обмена Френсиса Исидро Эджуорта
- 1. Модель общего равновесия, включающая производство; проблема существования решения и процесс «tatonnement»
- 2. Теория общего равновесия в xXв.: вклад а. Вальда, Дж. Фон Неймана, Дж. Хикса, к. Эрроу и ж. Дебре
- 1. А. Маршалл – лидер кембриджской школы маржиналистов
- 3. Анализ полезности и спроса Альфреда Маршалла
- 5. Равновесная цена и влияние фактора времени Альфреда Маршалла
- 2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси
- 3. Внутреннее развитие Руси
- 5. Деньги и их роль в Киевской Руси
- 1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения
- 2. Русь в условиях монголе-татарского владычества. Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского ига
- 4. Экономическая политика России второй половины XV-XVII вв.
- 5. Образование всероссийского рынка
- 2. Крестьянский вопрос. Сельское хозяйство и землепользование при Екатерине II
- 3. Промышленность, торговля и финансы при Екатерине II
- 4. Социально-экономическая политика Екатерины п. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII в.
- 5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
- 1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в.
- 2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика
- 5. Положение сельского хозяйства в 1860 – 1870-х гг.
- 6. Аграрная реформа п. А. Столыпина
- 2. Экономические взгляды в. И. Ленина
- 3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921)
- 5. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- 1. Экономика ссср накануне Великой Отечественной войны
- 2. Советская экономика в годы войны
- 3. Послевоенное развитие народного хозяйства
- 4. Страна накануне реформ
- 5. Реформирование советской экономической системы
- 6. Преобразования в социальной сфере
- 7. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги
- 1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения
- 2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.
- 1. Россия в первой половине 1990-х гг.
- 2. Продолжение курса реформ, шоковая терапия
- 3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция